Анализ повести Достоевского Белые ночи

Жанровая направленность произведения представляет собой сентиментальный роман, основной тематикой которого является изображение людей, отличающихся мечтательностью, изображенных в образе одиноких людей, который живут в собственных иллюзиях, но при этом нуждаются в настоящих чувствах и участии в реальности.

Центральное место в повести занимаются душевные чувства героев, выражающиеся в изображении их эмоций, переживаний, ощущений, передающиеся ключевую проблематику в виде одиночества большого города.

Повествование в повести осуществляется от лица рассказчика, который оказывается влюбленным в главную героиню, образ который в его интерпретации является идеализированным.

Композиционная структура произведения представляет собой пять глав, четыре из которых являются нумерацией питерских ночей, а последней дается название в виде утра, что позволяет придать повествованию динамическое развитие, начинаясь со сна и заканчиваясь пробуждением.

Главными героями повести являются Мечтатель и Настенька, представленные в образе изолированных от общества людей, чутких, чувственных, беспомощных в любви.

Особую роль в системе персонажей повести является образ третьего героя, создающую определенную атмосферу, представленного в качестве Петербурга, который выступает как собеседник и старый приятель рассказчика. Образ города способствует раскрытию внутренних переживаний Мечтателя, а также создает великолепный фон в отношении его романтического настроения и передает смысловое значение названия повести.

Отличительной особенностью произведения является мастерское применение писателем метода параллелизма, заключающегося в начальном описании каждой главы природных зарисовок, дающих невольные подсказки на финал главы либо веселого, либо печального.

Средства художественной выразительности представляются в повести в виде включения в повествование внутренних монологов героев, а также диалоговой манере речи. Кроме того, писателем применяются многочисленные метафоры, выстраиваемые в длинные, развернутые предложения, имеющие ярко выраженную эмоциональную окраску и придающие возвышенный стилистический характер.

Смысл повести заключается в изображении возможности человеческого счастья даже среди маленьких и одиноких людей, мечтающих о простой любви и высоких чувствах.

Вариант 2

"Белые ночи" повесть Достоевского Ф. М. относится к жанру "сентиментальный роман". Здесь раскрыта проблема смысла жизни, сплетаются любовь и одиночество.

Произведение Фёдор Михайлович начал писать в конце 1847 году. Журнал "Отечественные записки" опубликовал его в 1848 г. Роман посвящён другу и поэту Алексею Плещееву.

Главная тематика: огромный город и одиночество, которое царит в нём. В конце 19 века в Петербурге существовала именно такая обстановка, неустойчивый общественный уклад в городе. Многая молодёжь ощущала себя замкнутыми, несчастными. Их давило одиночество, не было цели в жизни.

Мечтатель и Настя - одни из главных героев романа. "Маленькие люди", к которым относятся они, живут кротко, просто. Настя общается лишь с бабушкой да с жильцами. А мечтатель только со служивыми. Вот и весь круг общения. Чтобы не сойти с ума от серости жизни, забыть о постоянных проблемах, они уходят с головой в свои фантазии, мечтания.

Петербург - это третий персонаж. Он является и собеседником и верным товарищем автора произведения. Город проникается к переживаниям героя. Создаётся романтическое настроение, которое доказывает идею заглавия романа "Белые ночи".

Также показана в романе и тема любви. Настенька любит одного человека. А Мечтатель питает чувства к нежной милой девушке. Но любовь его безответна. Он вовсе не сердится на Настю, хоть она оставила его в глухой разобщённости. Он сумел сделать заключение: благодарность должна быть во всём и даже в том, что Настя уже когда-то преподнесла ему в своё время минуты счастья. И эти чувства нужно уметь сберечь, сохранить внутри себя, своей души. Это и есть крупицы истинного счастья, вот оно блаженство.

Мысль романа: оторваться "мечтателям" от реального серого мира. Они устали и не могут жить посреди народа, ощущать радость от обыденного, постоянных и простых вещей. Им свойственно летать в облаках и фантазиях, обрекая себя самих на одиночество, замыкаясь в её рамках.

В четырёх первых главах романа идёт посвящение Петербургу, его ночам. А пятая глава (последняя) названа "Утро". То есть отражается полная динамика развития сюжета: пробуждение от сна. Гуляя в романтике белых ночей, Мечтатель полюбил Настю. В нём открывается душевный порыв треволнений, мечты кипят. И наступило неизбежное "утро", когда главный герой прозревает, хоть и наносится ему личная травма. Он попадает в лапы своей драмы. Герой обретает неразделённую, но сладкую любовь. Но ему просто вынуждено с ней навсегда расстаться - наступившее утро рассеяло все никчемные фантазии и мечты. Но подарило ему надежду. Теперь есть чем жить - новым светлым будущим.

Итак, Мечтатель терзается, но не приходит к трагической развязке. Любовный фронт терпит неудачу. Но судьбу нужно благодарить за то, что ему выпадает счастье, хоть и призрачное. Полная гармония героя с собой - вот доказательство, что роман пропитан сентиментализмом.

Анализ произведения Белые ночи Достоевского

Повесть Ф.М. Достоевского «Белые ночи» является прекрасным образцом сентиментального романа. Так о ней отзывался и сам автор. Действительно, отличительной чертой таких романов является смещения акцента с действий героев на их чувства и переживания. Так и «Белые ночи» показывают читателю персонажей, которые предпочитают действиям размышления и чувства.

Основные персонажи это Мечтатель и Настенька. Они случайно находят родственную душу в огромном городе. Оба они довольно необычны. Герои принадлежат к такому типу людей, которые предпочитают больше размышлять, даже о несуществующих вещах, чем взаимодействовать с внешним миром. Именно поэтому они кажутся такими оторванными от жизни, витающими в облаках. Для них фантазии гораздо важнее, потому что они в несколько сотен раз ярче, чем их обыденная жизнь.

Им очень сложно найти себе друга из-за этой особенности. Но Достоевский не осуждает эту их черту. Наоборот, мечтательность становится их положительной характеристикой. Именно такие люди способны разглядеть что-то новое и прекрасное, поскольку обыденные радости для них чужды. Именно поэтому Мечтатель не воспринимает свою неразделенную любовь к Настеньке, как нечто плохое. Он рад, что в его жизни были те минуты радости, которые ему подарила девушка. Ведь каждый человек сам выбирает, как ему оценивать происходящее. А от этой оценки зависит и его эмоциональное состояние.

В повести есть и третий главный герой – Петербург. Сложно представить, что подобная история могла произойти в другом месте. Северная столица выступает не только локацией, она является другом героя. Шумный город со своим многочисленным разношерстным населением и замысловатой архитектурой подпитывает натуру Мечтателя, подавая ему все новые темы для размышлений.

Интересно автором использована и подача времени суток. Действия почти во всех главах разворачивается ночью, оправдывая название повести. Ведь ночь это самое благоприятное время для раздумий и мечтаний. А последняя глава описывает утро. Здесь происходит развязка. Также как утро знаменует окончание темноты, разрушая ночные грезы. А в жизни героев заканчивается их недолгое общение, как заканчивается сон.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ повести Белые ночи

Анализ повести Белые ночи

Популярные сегодня темы