Эту историю рассказывает обыкновенный деревенский житель, крестьянин, как тогда называли их люди высших кругов. Крестьянин и будет тем самым рассказчиком, автором. Этот человек обожает лошадей и жалеет животных всем своим добрым сердцем.
История начинается с того, что крестьянин вспоминает детские годы, которые прошли в небольшой деревне. Этот мальчик любит лошадей, поэтому часто бегает на конюшню, чтобы погладить и подкормит куском хлеба. Автор пишет, что мог часами наблюдать за этими прекрасными жеребцами, но из глубины души приходило чувство вины перед лошадьми. Местный конюх Миколка иногда не кормил и не поил во время из-за чего, лошади страдали. Рассказчик размышлял много и приходил к той мысли, что ему жаль их. Ведь не по своей вине лошади страдают, а по человеческой глупости.
В одно из посещений мальчик замечает, что его любимица по кличке Рыжуха, плачет. Эта кобыла выделялась из всех находившихся в конюшне лошадей: чистотой, ведь даже когда все лошади были грязными и лохматыми, пессимистичными, она всегда была чистой и весёлой. Так же Рыжуха была не большого роста из-за своей родословной, но очень выносливой. И вот, две недели Рыжухи не было на сенокосе и теперь, когда она появилась, то была разбита и подавленна. Автор давал ей хлеба, но она не брала, а лишь плакала. Мальчик не знал, что делать, как вдруг его любимица заговорила. Рыжуха рассказала о том, что поспорила о былой жизни с другими лошадьми, но они лишь посмеялись над ней и затравили. Суть спора был в том, что Рыжуха уверяла всех, что раньше их любили, жалели и относились намного лучше, а другие лошади ей не поверили. Так же на том сенокосе она встретилась со старой кобылкой Забавой. Они раньше уже виделись. Забава успокоила Рыжуху, спела ей песни о прекрасной жизни лошадей.
Рыжуха подняла свои заплаканные глаза на мальчика в надежде, что тот её поддержит. Автор не смог выдержать этого взгляда и отвёл в сторону глаза. Он задавался множеством вопросов, но самый главный был вот « Неужели они все думают об этом? Размышляют?»
Автор так и не смог ответить на этот немой вопрос. Просто язык не повернулся. Да, были у лошадей счастливые времена, но смысл говорить про них, если такого уже нет. Зачем расстраивать их? Главный герой отправился к реке, понимая, что больше доверительных отношений с лошадьми у него не будет. Ему было больно в сердце и тяжело на душе. Это было невыносимо.
В студенческие годы, когда началась война лошади так же, как и люди упорно защищали свою землю. Это узнал рассказчик в сорок седьмом году, когда вернулся в родной край.
Данный рассказ учит тому, что нельзя предавать своих друзей. Изначально люди и лошади были хорошими друзьями, но с годами люди предали лошадей, которым до сих пор больно и обидно. Это история учит, любит друзей, и уважать их, быть честным, порядочным, признанию собственных ошибок.
По жанровой направленности произведение относится к разряду сказочной истории, адресованной маленьким читателям, основная тематика которой заключается в необходимости проявления поддержки и оказания помощи близким людям.
Стояло знойное лето. Вечером, когда становилось прохладно, на берег реки Катуни приходил старик. Он садился на одно и то же место и любовался закатом. Огромное солнце медленно заходило за горы. Старик неподвижно сидел и наблюдал за ним.
Главный герой – Павлуха, мальчик 13 лет, живущий в ста километрах от пограничного поселка на севере. Он воспитывается в многодетной семье, где мать одна растит детей, работает по болезни на низкооплачиваемой работе
Повесть «Пеппи Длинный чулок» была создана известной шведской сказочницей Астрид Линдгрен в 1944 году. Основной героиней этой истории становится жизнерадостная рыжеволосая девочка