Дела семидесятилетнего гробовщика Якова Иванова шли неважно, потому что жил он в маленьком провинциальном городке, заселенным стариками, не торопившимися умирать. Жил бедно, в небольшом тесном домишке, где помимо печи, кровати и жены еще располагался верстак и гробы.
Гробы Яков делал отличные и никогда не ошибался с размером. Делать детские гробики Яков не просто не любил, презирал – слишком уже пустяковой считал такую работу.
Поскольку гробы приносили небольшой доход, Яков иногда подрабатывал игрой на скрипке. Лудильщик еврейского оркестра Моисей, бывало, приглашал Бронзу играть русские песни, забирая половину выручки себе. Гробовщик не любил работать в оркестре: ему было жарко, пахло одеколоном вперемешку с духами, слева хрипел контрабас, справа плакала флейта, и особенно раздражал жид по фамилии Ротшильд, который мог из самой веселой мелодии сделать жалостливую. Яков вообще всегда пребывал в плохом расположении духа, потому что денег вечно не хватало и гробовщик то и делал, что подсчитывал убытки.
6 мая жена Якова вдруг заболела. Гробовщик впервые в жизни понял, как мало хорошего видела в жизни с ним Марфа, а между тем, она была для него неплохой женой и, как могла, поддерживала мужа в невзгодах. Утром он взял у соседа лошадь и повез жену в больницу, где их принял фельдшер. Он, даже не осмотрев больную, выписал Марфе холодный компресс на голову и порошки два раза в день. Когда вернулись домой, Яков вдруг понял, что жена непременно умрет в ближайшие несколько дней, а гроб делать будет нельзя, потому что впереди два праздника, а потом воскресенье, выходной, и понедельник, как известно, день тяжелый, работать нельзя. Поэтому он снял железным аршином с лежащей на кровати жены мерку и начал делать для нее гроб. Утром жена умерла.
После похорон гробовщик, переживающий смерть Марфы, пошел бродить по городу и, сам не понимая как, вдруг очутился на берегу реки, удивившись тому, что впервые за последние 40 или 50 лет своей жизни оказался здесь. Яков потрясен, что вся его жизнь прошла без удовольствия и пользы между гробов в бесконечных подсчетах убытков.
На следующее утро гробовщик почувствовал себя плохо и подумал, что скоро тоже умрет. Смерть его не страшила, она несла избавление от нынешнего никчемного бытия, но было очень жаль оставлять скрипку, играть на которой Яков любил. Взяв в руки скрипку, он заиграл так жалостливо и печально, что на звуки музыки пришел жид Ротшильд позвать его играть на свадьбе. Гробовщик сказал, что не придет, потому что заболел.
Перед смертью Яков попросил батюшку отдать свою скрипку Ротшильду. Теперь еврей исполняет на ней ту самую мелодию, которую играл перед смертью гробовщик, и все в городе готовы ее слушать по десяти раз на день.
Мальчик Дениска играл в песочнице с другими мальчиками и девочками. Ближе к вечеру с работы начали приходить родители и забирать своих детей домой. В результате, во дворе остался лишь один Дениска.
Рассказ «Дом с мезонином» написан от лица художника-пейзажиста N, который вспоминает о событиях семи- или восьмилетней давности. Тогда летом он снимал дачу у помещика Белокурова.
Сента – молодая девушка, дочь норвежского моряка Даланда. В ее доме висит портрет легендарного моряка по прозвищу Летучий голландец. Сента часто смотрит на этот портрет, погружаясь в несбыточные мечты.
В богатом доме живёт Васса Железнова со своим мужем Сергеем Петровичем и братом. Васса Борисовна в свои 42 года владеет большой пароходной компанией, отличается властным и жёстким характером, её все уважают и даже боятся.