Краткое содержание произведений Азимова

Айзек Азимов родился 2 января 1920 года в деревне Петровичи под Смоленском. Когда ему исполнилось 3 года, семья переехала в Штаты. Будущий писатель не знал русского языка: дома говорили только на идише, главным писателем в детстве для Азимова был Шолом-Алейхем. Мальчика выучили английскому, поэтому адаптироваться в новой стране было достаточно просто. В Бруклине родители открыли свою кондитерскую, и Айзек ещё подростком начал работать. Тогда же он увлёкся научной фантастикой и часто отвлекался на чтение, стоя за прилавком, чем отец мальчика был недоволен.

В 11 лет Азимов начал писать свою первую книгу о приключениях двух друзей, живших в небольшом городке. Он бросил её после 8-й главы, однако это стало поворотным моментом: он показал 2 первые главы другу, и тот убедил его продолжать писать.

В 1939 году Азимов окончил Колумбийский. Тогда же он дебютирует как писатель с рассказом «В плену у Весты» в журнале Amazing Stories. В том же году пишется повесть «Двухсотлетний человек». Известность приносит следующий рассказ – «Приход ночи» (1941), однако он никогда не станет для писателя любимым.

Умение мастерски писать пришло не сразу. Азимов стал таким, каким он известен читателю, под влиянием гигантов научной фантастики – Роберта Хайнлайна и Артура Кларка, но ментором для него стал главный редактор Amazing Stories Джон Кэмпбелл. Он не сразу принимал в печать работы Азимова и наставлял его, как улучшить написанное. Именно Кэмпбелл сформулировал 3 закона робототехники, ухватив главные мысли в азимовском сборнике «Я, робот» (1955). Само слово «робототехника» (“robotics”) – это авторский неологизм Азимова, наряду со словами «позитронный» и «психоистория» (psychohistory – наука о процессах в обществе, с помощью математических методов способная предсказывать будущее, созданная героем цикла романов «Основание» Гэри Селдоном).

За свою жизнь Азимов написал 467 книг, включая учебники биохимии и научно-популярные книги по разным областям знаний. Его художественные произведения – это огромная продуманная до мелочей вселенная. Романы цикла «Основание» охватывают историю целой цивилизации – Галактической империи. «Прелюдия к Основанию» - связующее звено между этим циклом и циклами о роботах и Транторианской Империи. В «Основании» Азимов умело переплетает темы свободы личности и воли высших сил, однако высшие силы у Азимова – не метафизические сущности, а, в конечном итоге, проявление воли людей. Так, фактическим демиургом становится Р. Дэниел Оливо, в начале своей истории бывший простым помощником учёных.

Будучи биохимиком, Азимов наполнял свои научно-фантастические детективы скорее философскими рассуждениями, нежели точными инженерными деталями. Его книги заставляют читателя думать и искать единственно верный ответ из множества версий; предсказать повороты сюжета азимовских произведений подчас невозможно. Целью Азимова было распространять научное знание, учить людей размышлять; фантастика для него была инструментом искоренения вражды и объединения человечества. В произведениях Азимова практически невозможно встретить сцены насилия. Он всегда взывал к человеческим добродетелям и поднимал очень сложные этические и философские вопросы. Азимовский робот – это человек с чувствами и личностью, просто созданный искусственно; и как поступить роботу, когда ему отдан приказ о самоуничтожении, если он должен во всём подчиняться человеку по 1-му закону робототехники, но это противоречит 3-му? Не становится ли злом такая организация, как «Вечность» («Конец Вечности», 1955), искореняющая всё зло в обществе с помощью машины времени, но при этом лишающая людей развития и будущего?

Азимову было присуждено 5 премий «Хьюго», 2 премии «Небьюла» и множество других литературных премий. Он умер 6 апреля 1992 года в бруклинской больнице из-за сердечной и почечной недостаточности.