Муж у Настасьи умер, после него у женщины осталась лишь малахитовая шкатулка — подарок хозяйки медной горы, им на свадьбу.
Шкатулка была полна украшений, но ни одно из них Настасья не могла носить, кольцо давило палец, серьги оттягивали уши. Так и убрала женщина сокровище в дальний угол. Люди знали о шкатулке и хотели её купить, но Настасья не соглашалась.
У Настасьи была дочка Танечка, девочка была с изумрудными глазами и чёрными волосами, она не была похожа ни на отца, ни на мать. Девочка сильно любила отца и скучала по нему и часто плакала. Чтобы успокоить дочку, Настасья разрешала девочке играть со шкатулкой. Танюшка росла, она часто примеряла украшения, все было ей к лицу. Особенно девочка любила тепло, которое они ей дарили.
Однажды украшения пытались украсть, но каменья сверкнули и ослепили вора, а Таня успела спрятаться. Рассказала Танюша маме про этот случай, Настасья поняла, что украсть пытались шкатулку, и убрала её подальше от посторонних глаз.
Как бы тяжело Настасье не было, шкатулку она хранила, да и дочь подросла, научилась вышивать. Узоры получались красивые, вышитые Татьяной вещи быстро продавались и были в моде. Однажды в дом Настасьи попросилась бедная женщина, она искала кров и еду. Женщина пустила её пожить, а между тем научила Татьяну новым, красивым узорам.
Таню сильно тянуло к гостье, однажды она рассказала путнице про шкатулку. Женщина попросила Татьяну примерить украшения. Потом она показала девушке красивую женщину с зелёными глазами, стоящую в малахитовом зале. Гостья пояснила, что зал этот в царском дворце находится, а малахит на стенах Танин отец добывал.
Гостья засобиралась в дорогу, а Танюше оставила на память, пуговицу из стекла и шёлковые нитки. Пуговица была дешёвая, но только Таня начинает на неё смотреть, ей сразу узор необыкновенный видится, стали у девушки получаться вышивки ещё красивее.
О работах Татьяны весть быстро разнеслась, и поехали к ней с заказами со всей округи. В семье стали появляться деньги, и жизнь налаживалась, но случилась беда, дом Настасьи сгорел. Только шкатулка уцелела. Деваться Настасье было некуда, и продала она шкатулку хозяину завода. Однажды увидал он Таню и влюбился в неё, да так сильно, что жениться на ней захотел. Танюша согласилась, но попросила показать ей комнату с малахитом на стенах и саму царицу. Барин согласился и назначил Танюше время.
Пришла Таня, как договорились во дворец. Стоит одна в старенькой шубке и платке деревенском и ни кто её не встречает. А барин увидел Татьяну в бедной одежде и побоялся к ней признаться. Татьяна не побоялась и вошла в покои одна, шубку расстегнула, а платье у неё лучше царского и украшения сверкают и переливаются. Увидел барин Татьяну – красавицу подбежал и невестой своей представлять начал. Татьяна его остановила и попросила показать малахитовую комнату. Барин побоялся проводить в малахитовый зал девушку, без разрешения царицы.
Танюша его слушать не стала, пошла сама и нашла малахитовый зал. Подошла она ближе к стене, прильнула и исчезла только камни на полу остались. Больше Татьяну ни кто не видел, а местные жители поговаривать стали что теперь у медной горы две хозяйки стало.
Жанровая направленность произведения позволяет отнести его к разряду психологического романа в стиле романтизма, основанного на реальных событиях, ключевая тематика которого заключается в соблюдении ключевых библейских заповедей.
Дождливым осенним утром житель села Сосино Власик, отработав смену, возвращается домой на перевозе вместе с высоким хромым незнакомцем из рыбной экспедиции. Сойдя на берег
Демобилизованный солдат перевозится через реку Дон старым казаком, который работает паромщиком. Казак зовется Микишарой. Он рассказывает историю своей жизни этому солдату, надеясь
По жанровой направленности произведение представляет собой социально-психологический роман, основная тема которого заключается в необходимости поиска выхода из любой сложившейся жизненной ситуации.