Жанровая направленность произведения относит его к разряду небольшого художественного очерка, основная проблематика которого заключается в изображении воздействия истинных шедевров искусства в становлении человеческого самосознания.
Центральным персонажем рассказа является Тяпушкин, представленный в образе обыкновенного сельского учителя, имеющего достаточно низкий уровень доходов, поэтому проживающего в небольшом домишке, в котором имеются только сырые дрова для печки да рваный полушубок вместо одеяла.
Тяпушкин постоянно живет воспоминаниями о событиях, произошедших с ним в прошлой жизни.
Однажды он посещает большой губернский город, где наблюдает расставание близких людей при проводах на армейскую службу, которое вызывает в душе учителя неприятное ощущение, и он начинает испытывать глубокое несчастье.
Вернувшись домой, во время сна Тяпушкин снится сон, а после пробуждения настроение мужчина кардинально меняется. Учитель пытается разобраться в причинах смены своего настроения и вспоминает женские образы, которые в прошлом вызывали у него положительные эмоции, при этом самым ярким образом становится Венера Милосская, когда увиденная им в парижском Лувре.
Тяпушкин вспоминает время своей работы в семье Полумраковых, где он является репетитором детей состоятельного господина, несмотря на свои нигилистические взгляды.
Вместе с семьей Полумраковых Тяпушкин посещает французскую столицу в период ее восстановления после окончания военных действий. Именно там учитель начинает понимать значительные отличия французов от русских в отношении раболепства и прислуживания. Кроме того, Тяпушкин очень увлекается наблюдением в отношении женщин легкого поведения, а также сравнением парижской нищеты и богемного образа жизни. В Париже Тяпушкину удается посетить знаменитый Лувр, где, рассматривая Венеру Милосскую, мужчина начинается испытывать в душе внутренний надлом и искреннюю радость, сравнимую с пробуждением по окончании длительного сна. На все протяжении пребывания во французской столице Тяпушкин посещает Лувр и ощущает воздействие скульптурного шедевра на выпрямление его душевного состояния. Именно с этого момента педагог начинает рассуждать на тему человеческого достоинства, которое с легкой душой теряют многие люди, но при этом поддерживают другие.
Удается Тяпушкину посетить и британскую столицу, где с его точки зрения отсутствует фальшь и существует только голая правда, например, в виде ресторанных блюд без изысков.
Тяпушкину предоставляется возможность посещения известного музея снова, спустя несколько лет, однако Тяпушкин принимает решение обойти учреждение искусства мимо, поскольку придерживается точки зрения о неспособности своей больной души к выпрямлению.
И вот воспоминания о произведении искусства в глухой российской деревне совершают истинные чудеса, воскрешая в душе Тяпушкина ощущения радости, счастливой жизни и гармонии.
Данный философский трактат повествует о методе познания жизни человека. Философ объясняет о том, что поможет привести мысли в порядок. Это необходимо для того, чтобы осознать то, что происходит вокруг тебя
Леля и Минька очень любили ужинать вместе со взрослыми. Каждый вечер к ним приходили разные гости. Поначалу дети боялись разговаривать, но вскоре стали метко вставлять комментарии в слова взрослых. Особенно Лелька тараторила без остановки.
Данная повесть основана на подлинных событиях. Автору этого произведения Лескову Николаю Николаевичу один священнослужителя рассказал одну интересную историю, которой он очень сильно впечатлился.
Складывали вещи лентяи, чтобы пойти в школу сидеть на уроках. В итоге они пошли кататься на каток. Причём сзади у них были ранцы (в которых лежали школьные учебники), а в руках, под мышки, они положили коньки