Повествование ведётся от первого лица. Рассказчик рыбачил, сидя на берегу реки. По соседству с ним плавали двое крохалей, не спешивших улетать на юг, несмотря на наступление осени. Вдруг из кустов раздались выстрелы. Одна из птиц успела подняться в воздух, но вторая была подстрелена и, окунув голову в воду, поплыла вниз по течению реки.
Из кустов показался спаниель. Пёс, которого звали Чанг, нырнул в реку, и направился к месту, на котором только что были крохали. Но после этого он не поплыл по течению вслед за подбитой птицей, а продолжил двигаться по прямой. Лишь после того, как его окликнул хозяин, спаниель повернул влево и догнал крохаля, схватил его и вынес на берег.
Из кустов вышел хозяин пса. Он был не совсем рад пойманной добыче. Охотник решил немного отдохнуть и завёл беседу с рассказчиком. Из их разговора мы узнаём, что хозяин неимоверно ценит Чанга, ведь тот очень помогает ему на охоте. Автор поинтересовался, отчего же пёс с самого начала не хотел плыть за подбитой птицей, раз он так опытен и полезен для своего хозяина. Охотник ответил, что Чанг слепой, и просто ненадолго сбился со следа и не мог увидеть плывущего крохаля. Автор был изумлён, потому что глаза у пса были совершенно обычные, и Чанга нельзя было отличить от здоровой собаки.
Тогда охотник отломил для пса кусочек хлеба и подкинул его в воздух. Спаниель не пошевелился и не стал пытаться поймать его на лету. Лишь когда она приземлилась, пёс отреагировал и побежал на звук упавшей корочки. Такой небольшой эксперимент убедил автора в правоте охотника.
Хозяин Чанга рассказал, что сам узнал о слепоте пса случайно, ведь спаниель всегда бегал, играл, как другие собаки, не потерял ни одной подстреленной утки. Мужчина говорит, что не променяет своего слепого Чанга даже на несколько зрячих псов, ведь они уже пять лет вместе, и спаниель честно зарабатывает свой трудный хлеб.
Охотник собрал свои вещи, попрощался с рассказчиком, и они вместе с псом удалились в лесную чащу.
Никитин Сергей Васильевич молодой учитель двадцати шести лет. Он преподаёт уроки русского языка в городской гимназии. Никитин не в восторге от своей работы и не любит своих учеников, а они в свою очередь не считаются с учителем
По жанровой направленности произведение относится к социально-психологическому роману, основная тема которого заключается в изображении проявления человеческого достоинства при возникновении сложных жизненных ситуаций.
Юрий Журавин, мальчик одиннадцати лет – главный герой произведения. Он живет с родителями, мама работает швеей, отец – водителем. У Юры есть дедушка, который жил отдельно от них в областном центре. Юра редко виделся с дедом, но очень его любил.
Произведение начинается с того, что один парень решился направиться на каток. На дворе стоял замечательный весенний день. Главный герой – высокий и худой подросток, одетый в одежду, которая уже не по размеру.