Произведение является короткими заметками писателя, посвященными авторским размышлениями о военных и революционных событиях, судьбе русского народа, духовным спасением которого, с точки зрения автора, являются культура и знания.
В произведении сочетают философская направленность и публицистика, адресованные людям, умеющим мыслить и думать.
Писатель оценивает результаты революционного переворота и размышляет о состоянии культуры, в которой нуждается русский народ, освобожденный от рабства, поскольку наступает исторический период, характеризующийся обучением людей, привитием в них культуры, результатом чего должно стать демократического образование человека.
Писателя волнует интеллектуальный фонд страны, оказавшийся разграбленным в период войны и революции, в виде отправки на фронт художников, артистов, музыкантов, считающихся, с точки зрения автора, лучшими народными кусками, создателями российской культуры.
Автор остро критикует равнодушное отношение Совета рабочих и крестьян в отношении разбоев, грабежей, убийств, приводя в пример существование работорговли на территории Феодосии, где преступным элементам позволяется многое под прикрытием революционными лозунгами. Тем самым автор выступает обличителем советской власти в отношении экспериментов над русским народом, развращенного свободой, не зная собственного культурного наследия.
Произведение представляет собой критику народного самосознания, победившего в революционных событиях, но при этом не осознающего возможность использования полученных завоеваний.
Основной источник культурных знаний представляется, с точки зрения автора, в виде книги, являющейся чистым родником духовного воспитания, который уничтожается в тот исторический период целыми библиотеками при практически полном прекращении книгопечатания, что тормозит интеллектуальное развитие страны.
У мамы и папы был сын, которого звали дядя Фёдор. Такое имя ему дали за то, что он в шесть лет был серьёзным человеком и мог сам себе сварить кашу. Однажды мальчик на лестнице познакомился с котом
Родиной Александра Исаевича Солженицына является город Кисловодск. С самого рождения - с 1918 года мальчик не знал своего отца, который не вернулся с охоты. Весь труд в воспитании ребенка, добычи средств к существованию лег на плечи матери
Главной героиней сочинения оказывается девчонка, которую звали Оля Алексеева, показанная автором в качестве тинэйджера четырнадцати глет, от лица которой осуществляется рассказ в представленной истории.
По жанровой направленности произведение представляет собой театральную социально-психологическую пьесу, основная тематика которой заключается в изображении человеческих взаимоотношений.