Жанровая направленность произведения позволяет отнести его к разряду небольшого рассказа, главная тема которого заключается в демонстрации человеческой бескомпромиссной свободы, которая порой обуславливает наступление гибели.
Сюжетное повествование в рассказе осуществляется Макаром Чудрой, являющимся старым цыганом, рассказывающим старинные цыганские былины.
Центральным персонажем очередной цыганской былины является Лойко Зобара, которого рассказчик представляет в образе молодого, ловкого, красивого цыгана, равнодушного к деньгам, с которыми легко расстается, однако обожающего лошадей.
Однажды Лойко прибивается к кочующему цыганскому табору, в котором проживает старый солдат Данила со своей дочерью Раддой, являющейся исключительной красавицей, сердце которой добиваются многие мужчины, включая богачей. Однако девушка всем отказывается, поскольку считает, что орлица не может жить с вороной.
Лойко поселяется в таборе, поскольку цыган завораживает его искусная игра на скрипке. Радда тоже начинает проявлять интерес к молодому и статному красавцу, к тому же острому на язычок, как и она. Однако девушка не демонстрирует свои чувства перед молодым человеком.
Через некоторое время Лойко влюбляется в девушку, однако она не подпускает его к себе близко, даже несмотря на его красивые ухаживания и восхитительные песни под звуки скрипки.
Зобар принимает решение просить у отца Радды ее руки и сердца, старый Данила дает свое согласие на брак, при этом отец предупреждает дочь о том, чтобы не смела перечить воле супруга. Радда своеобразно реагирует на новость о своем замужестве, поскольку, использовав кнут, просто опрокидывает Лойко на землю.
Зобар в гневе устремляется в степь, чувствуя собственное унижение и пытаясь успокоиться. Через некоторое время Радда находит жениха и признается ему в собственных чувствах, при этом девушка говорит Лойко о том, что несмотря на страстную любовь к нему, свобода для нее является главнее.
Радда предлагает Зобару выполнить ее условие, после чего она согласна полностью ему покорится и стать послушной и верной женой. Девушка хочет, чтобы в присутствии всего табора Лойко поцеловал ей руку.
Наконец наступает день, когда на поляне собираются все члены табора, с нетерпением желающие увидеть такое необычное представление. Радда находится в самом центре поляны, ожидая приближения Лойко. Зобар, не торопясь, двигается к возлюбленной и неожиданно приблизившись почти вплотную вонзает в ее сердце острый нож. Девушка начинает медленно отпускаться, а Зобар бросается на колени и принимается целовать ноги любимой.
Онемев от случившегося, отец Радды неожиданно подскакивает к молодому цыгану и также вонзает в него острый клинок.
Влюбленных хоронят в одной могиле, как самых гордых и свободолюбивых цыган.
Смысловое значение произведения заключается в самостоятельном выборе человеком собственной судьбы путем либо лишения свободы, ущемления гордости или гибели.
В день повиновения Толгонай пришла в поле излить свою боль, накопившуюся у нее на душе. Ей больше некому пожаловаться на свою нелегкую судьбу. Ещё ребенком ее брали на поле, усаживали в тень и давали кусок хлеба
В одном городе стояла высокая колонна, увенчанная прекрасной статуей Счастливого Принца. Он был полностью позолочен, в рукояти его меча сверкал рубин, а глаза были сделаны из сапфиров.
Данная повесть основана на подлинных событиях. Автору этого произведения Лескову Николаю Николаевичу один священнослужителя рассказал одну интересную историю, которой он очень сильно впечатлился.
Легенда о манкурте рассказывает про стрелочника по имени Едигей, который несет свой трудовой долг на степном железнодорожном разъезде. Он трудится там после войны и вдруг получает известие про гибель друга детства.