Макар, русские прадеды которого когда-то давно пришли жить в якутскую тайгу, жил бедно и голодно в местечке Чалган, а когда напивался, мечтал бросить все и уйти жить на одну ему ведомую гору, где не надо будет работать, а только спасаться.
Накануне рождества Макар был в отчаянии: завтра большой русский праздник, а ему не на что выпить, потому что он должен уже всем купцам и татарам, а в доме нет даже лепешки. Вдруг его голову осенило. Надев шубу, он запряг в сани лошадь и уже через несколько минут оказался в небольшой юрте на краю Чалгана. В ней жили чужие люди, бог весть зачем приехавшие в слободку и неизвестно как тут очутившиеся. Макар продал им за целый рубль пять возов еще не срубленного леса, пообещав первую подводу привезти уже сегодня. Но как только находчивый крестьянин очутился в санях, его конь послушно повернул в сторону, противоположную тайге, - к татарам.
В татарской чайной Макар купил себе бутылку разведенной водки и тут же уселся с чашкой за столик в дальнем углу. Очень скоро он опьянел и, упав на солому, затянул песню, а через несколько минут был вышвырнут хозяином заведения на улицу. Дома Макар получил еще тумаков и от жены-якутки за то, что выпил бутылку водки в одиночку. Лежа на постели, пьяный крестьянин не мог заснуть, ему чудилось, что в его силок, расставленный в тайге, попалась лисица, которую надо принести домой. Он видел окровавленную шкурку зверя как будто наяву. Одевшись, Макар снова уселся в сани.
Доехав под колокольный звон чалганской церкви до темной тайги, он увидел чьи-то деревянные ловушки и принялся их обходить, ведь лисица могла попасть и в чужой силок тоже. Внутри было пусто, но когда пьяница уже решил вернуться к саням, между деревьев ему опять привиделась окровавленная рыжая шубка. Гоняясь за миражом по всей тайге, Макар потерял рукавицы и шапку, устал и сбился с пути. Побродив в изнеможении по лесу, он упал в снег и умер.
Проснувшись, Макар понял, что уже не живой – над самым его телом стоял поп Иван, преставившийся сам 4 года назад. Поп и привел крестьянина к Большому Тойону, который должен был решить, куда же определить душу крестьянина. На божьем суде деревянная чаша весов с грехами Макара почти перевесила его добрые поступки, но после того, как крестьянин рассказал о своей горькой жизни, смягчилось суровое сердце верховного старца, и он даровал Макару спасение.
Владимир Короленко создал произведение под названием "Сон Макара", которое входит в серию святочных рассказов. Изначально, главный герой - крестьянин по имени Захар Цыкунов, стал прототипом для образа Макара после того как Короленко провел время у него во время своей якутской ссылки в зиму 1883 года.
Макар обитает на окраинах тайги в деревне Чалган и считает себя потомком русских крестьян. Он смотрит свысока на местных жителей, называя их "поганые якуты". При этом его способность говорить по-русски ограничена. Жизнь Макара полна лишений и тяжелого труда: он беден, страдает от голода и холода.
Перед Рождеством, после обильного употребления спиртных напитков, Макар отправляется осматривать ловушки в надежде поймать лису. Однако его поход завершается заблуждением и он оказывается на грани заморозки.
Во сне перед ним предстаёт попик Иван (умерший 4 года назад), а затем он переносится на суд к "старому Тойону", в роли которого выступает Бог. На этом суде его обвиняют во множестве грехов, которые оказывают весомую нагрузку на одну из чаш весов.
Но в самый решающий момент сын Тойона просит отца дать слово Макару для объяснений. И здесь герой проявляет свой "дар слова", раскрывая перед судьей свою жизнь: как он боролся за выживание, страдал от нужды и голодных мук; его преследовали местные власти с их бесконечными требованиями взяток.
Гневный рассказ Макара вызывает слезы у старого Тойона. Это меняет ситуацию на суде: чаша весов, где находятся грехи героя начинает подниматься вверх.
Этот рассказ Короленко был широко популярен среди современников и давал простор для различных интерпретаций - как революционных, так и сугубо христианских. Также возможно менее драматическое трактование: Макар мог видеть этот сон не замерзая в лесу, а отдыхая после очередного опьянения.
После всего пережитого, рассказ "Сон Макара" служит отражением бедности и трудностей простых крестьян. Это также напоминание о том, что каждый человек заслуживает понимания и сожалений независимо от его ошибок или грехов.
Важно отметить, что этот рассказ является аллегорией, в которой Короленко представляет социальные несправедливости своего времени через образ бедного крестьянина. В нем также заметен русский менталитет и культура того времени с его традициями празднования Рождества и представления о загробной жизни.
Этот рассказ Короленко считается одним из лучших примеров социальной критики в русской литературе. Он доносит мысль, что бедность и жестокость обстоятельств часто заставляют людей совершать поступки, которые они бы не осмелились сделать при других условиях.
"Сон Макара" - это глубоко трогательная история о человеческом страдании и борьбе с судьбой.
Рассказ Ю. П. Казакова «Запах хлеба» повествует об одном из эпизодов из жизни девушки по имени Дуся, муж которой нередко выпивал. Однажды в их семью пришло печальное известие о смерти матери девушки.
Главным героем комедийной пьесы Владимира Владимировича Маяковского является Иван Присыпкин. Раньше он был рабочим и сотрудничал с партией. Сейчас 1929 год. Иван решается поменять свое им
Прежде чем начать краткий рассказ о книге психолога Эриха Фромма, нужно указать на исторический контекст, в котором его труд создавался. Он написан в 1941 году, то есть в период, когда нацизм в Германии достигнул своего расцвета и вопрос свободы
Папа Еж задумал поговорить с сыном о важных вещах, поэтому рассказал ему притчу о Серой Звездочке. Такое имя деревья и цветы дали жабе, которая однажды появилась среди них, но не знала, как ее зовут.