Макар, русские прадеды которого когда-то давно пришли жить в якутскую тайгу, жил бедно и голодно в местечке Чалган, а когда напивался, мечтал бросить все и уйти жить на одну ему ведомую гору, где не надо будет работать, а только спасаться.
Накануне рождества Макар был в отчаянии: завтра большой русский праздник, а ему не на что выпить, потому что он должен уже всем купцам и татарам, а в доме нет даже лепешки. Вдруг его голову осенило. Надев шубу, он запряг в сани лошадь и уже через несколько минут оказался в небольшой юрте на краю Чалгана. В ней жили чужие люди, бог весть зачем приехавшие в слободку и неизвестно как тут очутившиеся. Макар продал им за целый рубль пять возов еще не срубленного леса, пообещав первую подводу привезти уже сегодня. Но как только находчивый крестьянин очутился в санях, его конь послушно повернул в сторону, противоположную тайге, - к татарам.
В татарской чайной Макар купил себе бутылку разведенной водки и тут же уселся с чашкой за столик в дальнем углу. Очень скоро он опьянел и, упав на солому, затянул песню, а через несколько минут был вышвырнут хозяином заведения на улицу. Дома Макар получил еще тумаков и от жены-якутки за то, что выпил бутылку водки в одиночку. Лежа на постели, пьяный крестьянин не мог заснуть, ему чудилось, что в его силок, расставленный в тайге, попалась лисица, которую надо принести домой. Он видел окровавленную шкурку зверя как будто наяву. Одевшись, Макар снова уселся в сани.
Доехав под колокольный звон чалганской церкви до темной тайги, он увидел чьи-то деревянные ловушки и принялся их обходить, ведь лисица могла попасть и в чужой силок тоже. Внутри было пусто, но когда пьяница уже решил вернуться к саням, между деревьев ему опять привиделась окровавленная рыжая шубка. Гоняясь за миражом по всей тайге, Макар потерял рукавицы и шапку, устал и сбился с пути. Побродив в изнеможении по лесу, он упал в снег и умер.
Проснувшись, Макар понял, что уже не живой – над самым его телом стоял поп Иван, преставившийся сам 4 года назад. Поп и привел крестьянина к Большому Тойону, который должен был решить, куда же определить душу крестьянина. На божьем суде деревянная чаша весов с грехами Макара почти перевесила его добрые поступки, но после того, как крестьянин рассказал о своей горькой жизни, смягчилось суровое сердце верховного старца, и он даровал Макару спасение.
В предновогоднюю ночь смертельно раненный Тёркин, которому ещё нет и 30 лет, оказался между жизнью и смертью, и ему открылись двери загробного мира. Пока он осматривается в преисподней, писатель
Произведение начинается с беседы трех мужчин, разговаривающих о театре и роли женщины в нем. У мужчин имеется разная точка зрения по вопросу хороших российских актрис, при этом все соглашаются с тем, что в России они отсутствуют.
Этот рассказ начинается с трагического события – в семье врача Кириллова от дифтерита умер единственный и последний сын. Кириллову было уже 44 года, а жене его 35 лет.
1912 год. Москва. Каждый вечер рассказчик навещает одну и ту же девушку. Она очень красивая. У нее черные локоны и прекрасные черные глаза, смуглая кожа. Внешность рассказчика такая же яркая