Макар, русские прадеды которого когда-то давно пришли жить в якутскую тайгу, жил бедно и голодно в местечке Чалган, а когда напивался, мечтал бросить все и уйти жить на одну ему ведомую гору, где не надо будет работать, а только спасаться.
Накануне рождества Макар был в отчаянии: завтра большой русский праздник, а ему не на что выпить, потому что он должен уже всем купцам и татарам, а в доме нет даже лепешки. Вдруг его голову осенило. Надев шубу, он запряг в сани лошадь и уже через несколько минут оказался в небольшой юрте на краю Чалгана. В ней жили чужие люди, бог весть зачем приехавшие в слободку и неизвестно как тут очутившиеся. Макар продал им за целый рубль пять возов еще не срубленного леса, пообещав первую подводу привезти уже сегодня. Но как только находчивый крестьянин очутился в санях, его конь послушно повернул в сторону, противоположную тайге, - к татарам.
В татарской чайной Макар купил себе бутылку разведенной водки и тут же уселся с чашкой за столик в дальнем углу. Очень скоро он опьянел и, упав на солому, затянул песню, а через несколько минут был вышвырнут хозяином заведения на улицу. Дома Макар получил еще тумаков и от жены-якутки за то, что выпил бутылку водки в одиночку. Лежа на постели, пьяный крестьянин не мог заснуть, ему чудилось, что в его силок, расставленный в тайге, попалась лисица, которую надо принести домой. Он видел окровавленную шкурку зверя как будто наяву. Одевшись, Макар снова уселся в сани.
Доехав под колокольный звон чалганской церкви до темной тайги, он увидел чьи-то деревянные ловушки и принялся их обходить, ведь лисица могла попасть и в чужой силок тоже. Внутри было пусто, но когда пьяница уже решил вернуться к саням, между деревьев ему опять привиделась окровавленная рыжая шубка. Гоняясь за миражом по всей тайге, Макар потерял рукавицы и шапку, устал и сбился с пути. Побродив в изнеможении по лесу, он упал в снег и умер.
Проснувшись, Макар понял, что уже не живой – над самым его телом стоял поп Иван, преставившийся сам 4 года назад. Поп и привел крестьянина к Большому Тойону, который должен был решить, куда же определить душу крестьянина. На божьем суде деревянная чаша весов с грехами Макара почти перевесила его добрые поступки, но после того, как крестьянин рассказал о своей горькой жизни, смягчилось суровое сердце верховного старца, и он даровал Макару спасение.
Произведение по жанровой направленности является литературной сказкой, главным героем которой является кукольный мальчик по имени Ванька, справляющий собственное день рождения.
Эта очень простая и банальная история о низкопоклонстве низших чинов перед высшими. Она грустная и в то же время носит сатирический характер. Автор, используя характерные для своего времени диалоги
Мальчик Боря провел каникулы у своей бабушки в деревне, а когда пришло время возвращаться домой, она отправилась, чтобы посадить мальчика на поезд.
Антон Павлович Чехов еще со времен начала своего творчества считается на поприще русской литературы непревзойденным никем мастером короткого рассказа. Его перу принадлежит большое количество лаконичных