В данном произведении речь идет о некой новой учительнице по имени Марья Семеновна, которая приехала в сельскую школу. Дети восприняли ее настороженно. Они были очень удивлены тем, что преподаватель «моет бруснику», ведь остальные сельские жители едят ягоды едва сорвав с ветки. Ученики школы уважали старого преподавателя по имени Алексей Степанович.
Алексей Степановичу в голову пришла идея о том, чтобы организовать «нулевой класс», который состоял бы из одного мальчика по имения Ваня. Это предложение он озвучил новой учительнице. Новый педагог не смогла дождаться мальчика на уроки и поэтому согласилась на необычную идею и начала обучать его одного. У Вани была цель месить ногами глину. Поэтому учительница ходила с мальчиком по луже и месила глину. Такое занятие увлекло их обоих и превратило в занятие. Позже ученик начал вымешивать буквы из глины. Вот такое веселое обучение было у мальчика. А когда стало холодно, они сидели на берегу реки и считали птиц, которые улетали в теплые края.
Автор хотел показать читателю смысл о том, что все чему-то учатся, и неважно сколько тебе при этом лет. Так ученик по имени Ваня выучил буквы с цифрами, а преподавательница Мария Семеновна полюбила природу и нашла подход к неординарному мальчику, который преследовал в жизни только одну цель-месить глину в луже, и не желал учиться.
Жанровая направленность произведения определяет его в качестве небольшой повести, главная тематика которой заключается в изображении человеческих чувств и эмоций в случае принятия обета воздержания.
Коля Снегирёв проводил лето со своей бабушкой на даче. Он был очень ленивым мальчишкой и не хотел помогать бабуле. Недалеко от их дома жила девочка Груня, которая отличалась от Коли всем: трудолюбием, ответственностью и хозяйственностью
В начале восемнадцатого века царь Пётр отправлял за границу множество дворянских детей учиться разному ремеслу и наукам, не сделал он исключения и для своего крестника. Арапа, по происхождению, Ибрагима Петровича Ганнибала.
У одного зажиточного мужчины росло два сына. Однажды младший попросил отца выделить ему его долю. Тогда отец разделил между братьям свое богатство.