Басня рассказывает о животном, которое паслось около старинного столетнего дуба. Она любит кушать желуди, что растут именно на этом дубе. Вот, в один прекрасный день, свинка решает подкапывать корешки этого древа. На дубе сидел ворон. Он стал говорить, что этим свинья нанесет непоправимый ущерб дереву, но она не придала значения словам ворона. После этого дуб говорит свинье, что та неблагодарная и глупая. Он пытается донести до нее, что лакомство, которое она так сильно любит, растет именно на дубе, а не появляется из ниоткуда. Но свиньи, исходя из анатомического строения позвоночника, не могут поднимать голову вверх. Поэтому, она не может убедиться в словах мудрого дерева. Животное не удалось переубедить, и оно продолжило наносить вред дубу.
Многие люди жалуются на уровень науки и образования, считая их бессмысленными. Но, несмотря на это, являются активными пользователями благ современной жизни, и сами того не замечают.
Необразованные и бескультурные люди могут таить в себе угрозу для цивилизованного общества. Такие люди не умеют беречь то, что представляет ценность для умного и рассудительного человека. Они не сохранят для потомков то, что уже было создано, а будут оставлять после себя пустоту и руины, упорно отрицая свое причастие к колоссальным разрушениям.
Рязанские косцы пришли на заработки на орловские сенокосы. Они косили траву и пели. Их песни разносились по всей округе и радовались слух. Приезжие косцы отличались от местных жителей: они были одеты чище и опрятней
Рассказчик, чрезвычайно любящий людей, тем не менее, сомневается в их бескорыстии. За всю свою жизнь бескорыстного человека он встретил единственный раз, да и то теперь не уверен, действительно ли его поступок
Островский в своей пьесе раскрывает нравы дворянства. Его герои лицемерны, расчётливы и хитры они до наглости уверенные в себе люди.
По жанровой направленности произведение относится к разряду небольшой повести, основная тематика которой заключается в изображении преемственности поколений и раскрытии проблемы нравственного выбора.