Стихотворение «Пленный рыцарь» М.Ю. Лермонтова рассказывает о чувствах пленника. Он смотрит в окошко своей темницы, где в небе резвятся птицы. Их свобода одновременно радует его и печалит. Он вспоминает прошлые времена. Когда он был свободен, участвовал в битвах, где его надежно защищали доспехи, а верный конь не раз спасал хозяина.
Однако герой не хочет слагать песен о тех славных временах или же молить бога о скором освобождении. Так поступают другие пленники, но не он. Рыцарь уже так долго находится в своей темнице, что сроднился с ней больше, чем с боевыми доспехами.
Да и не нужны ему прежние доспехи и даже верный конь. Его каменный панцирь гораздо прочнее железного, а щит и вовсе никакие мечи или стрелы не сломают. Конь же настолько быстр и умен, что ему не нужен всадник, чтобы выбирать направление.
Тюрьма, из которой пленнику нет выхода, вот его новые доспехи. Через решетчатое окно он видит все, как сквозь забрало. Панцирем служат крепкие каменные стены. Чугунные двери и решетки словно волшебный щит защищают от любых угроз. Конь – это время, он стремительно мчится без оглядки
Пленник, понимающий, что иного пути обрести свободу нет, жаждет смерти. Он подгоняет время, уставший ждать, когда же можно будет отдать поводья и избавиться от надоевших доспехов.
Жанровая направленность произведения представляет собой готическую новеллу, повествование в которой ведется от лица пожилого француза-эмигранта маркиза д'Юрфе, одного из участников венского дипломатического конгресса.
Жанровая направленность произведения представляет собой реалистическую прозу, события которой разворачиваются в середине девятнадцатого века в период установления власти Второй империи.
Книга не была издана, поэтому большой круг читателей не смогли познакомится с произведением. Поэма была написана в 30-х годах, а потом была выставлена на выставке творчества Маяковского.
По жанровой направленности произведение является торжественной проповедью священнослужителя, произнесенной им в одиннадцатом столетии, основная тема которой заключается в осмыслении места русской православной религии в историческом процессе.