Записки институтки краткое содержание по главам Чарская

Глава 1. Отъезд

Люда уезжает учиться из дома. Её мама и брат Вася очень грустят. Когда Люда собирает вещи, мама кладёт в чемодан её любимую куклу Лушу, книги и белье. Няня добавляет коржики и малиновую смокву.

Вася плачет, не хочет отпускать сестру. Мама обещает ему, что Люда приедет летом или они поедут к ней. Всем тяжело в день отъезда. Они почти не едят на завтрак.

На станции их встречает соседка Анна Фоминишна. Она поможет Люде добраться до института, где сама училась. Мама благословляет Люду крестиком и перекрещивает её перед отъездом.

Люда обещает маме хорошо учиться и уезжает в Петербург. Дорога кажется ей очень долгой. В Петербурге их встречает серый день. Люде грустно, она скучает по дому. Её мысли - о маме, Васе и няне под синим украинским небом.

Глава 2. Новые лица, новые впечатления

Людмила вместе со своей спутницей Анной Фоминишной прибывает к красному зданию института. Встреченные швейцаром и приведены к начальнице - княгине, которая принимает Люду с теплотой и материнской нежностью. Княгиня представляет Людмилу как дочь героя войны и говорит о важности такого прихода в институт.

Людмила знакомится со своим новым окружением - коридорами, зеркалами и особенностями институтской жизни. Её представляют подругам в классе, где все девочки приветствуют её приход. Классная дама назначает княжну Джаваху ответственной за помощь Людмиле.

Вскоре Людмила сталкивается с насмешками от одной из подруг-бельской, которая шутит о её происхождении. Княжна Джаваха вступает и останавливает это издевательство. Она предлагает дружбу Людмиле.

Глава заканчивается приходом французского учителя и началом занятий.

Глава 3. Уроки

В школе был учитель французского - строгий мужчина с синими очками. Девочка по имени Нина шепнула, что он хороший, но немецкий учитель злой.

На уроке девочки отвечали басню Лафонтена. Катя Ренн ответила плохо и получила единицу. А Нина прочитала хорошо и стала очень красивой от радости.

Потом учитель вызвал новую ученицу, которая читала французский хорошо, хотя и была смущена. Учитель сказал, что у Нины появилась соперница.

Затем был урок письма. Все шумели и делали что хотят, а учительнице не удавалось навести порядок.

На обеде девочки смеялись и менялись едой. Но Нина строго говорила Бельской, что она должна есть все сама.

Новая ученица Люда почти не ела. Она вспомнила домашнюю еду и заплакала от тоски по дому. Нина успокоила ее, сказав, что со временем станет легче. Они подружились и стали делиться историями о своих домах.

Вечером они отправились на молитву, а потом в спальню - дортуар.

Глава 4. В дортуаре

Глава описывает жизнь института через ночное время в дортуаре (общей спальне). Нина помогает новенькой Галочке устроиться, показывая ей процедуры перед сном и рассказывая о своей жизни на Кавказе.

Разговор продолжается до позднего вечера, когда обе девочки делятся воспоминаниями о своих семьях и домах. Несмотря на грусть Галочки по дому, их шепот слышен до глубокой ночи в полумраке дортуара. Утро приходит со звонком будильника и начинает новый институтский день с беготни девочек к умывальне и общей веселой суматохой.

Глава 5. Немецкая дама. Гардеробная

Девочки быстро умываются перед молитвой. Одна из них, Ренн, сердится на Маню Иванову за брызги воды. Нина Джаваха помогает мне, когда Бельская хочет занять мой кран для умывания.

Потом в комнате появляется новая дама - фрейлейн Генинг. Она немка и очень доброжелательная. Она даже целует меня! Это делает меня счастливой, но немного смущенной.

За чаем Нина волнуется и обещает рассказать мне тайну позже в комнате для девочек.

Потом меня зовут в гардеробную. Там я встречаю Авдотью Петровну Крынкину, которая одевает меня в институтскую форму. Она говорит, что теперь мой номер - 174.

Парикмахер стрижет мои длинные волосы и я выгляжу совсем по-другому. Мне немного грустно из-за этого, но я сохраняю кусочек своих волос для мамы.

Глава 6. Сад. Тайна Нины. Ирочка Трахтенберг

Глава рассказывает о жизни Галочки в институте. В перерывах между уроками, девочки окружили ее, особенно Нина, которая одобрила новую стрижку Галочки. На уроках рисования и немецкого языка, Галочка столкнулась с различными преподавателями: добродушным учителем рисования и строгим учителем немецкого.

Нина раскрывает свою тайну: она "обожает" старшую ученицу Ирочку Трахтенберг. Этот обычай, по словам Нины, включает особые жесты по отношению к выбранной "душке". Следует заметить, что Ирочка Трахтенберг произвела на Галочку неприятное впечатление. Однако, несмотря на это, Галочку посетила эмоция ревности из-за глубоких чувств Нины к Ирочке.

После уроков, девочки отправились в сад института, где продолжилась их беседа.

Глава 7. Суббота. В церкви. Письмо

Прошло шесть дней с тех пор, как девочка пришла в институт. Это была суббота, и все ждали воскресенья с подарками от родных. Девочки оделись к церкви, и наша героиня подружилась с Ниной - странной, но милой девочкой.

В этот день они решили написать письма домой после службы в церкви. Они вместе пошли в церковь и стояли у клироса. Девочка вспомнила свою маму и деревенскую церковь, где служили просто и с любовью.

Во время молитвы она чувствовала тепло и любовь к Богу. Она посмотрела на Нину и поняла, что та тоже молится искренне. Они обнялись - это был их первый поцелуй.

После церкви девочки вернулись в класс и начали писать письма домой. Девочка написала маме о своих переживаниях, о Нине и институте. Но учительница, m-lle Арно, не одобрила её письмо: она сказала, что это безграмотные каракули.

Нина придумала план - они напишут новое письмо для учительницы и отдадут его ей. Но первое письмо Нина отправит через свою подругу Иру, когда к ней придут родители.

Так девочка поняла, что в институте можно найти настоящих друзей, которые помогают преодолевать трудности.

Глава 8. Прием. Силюльки. Черная монахиня

Прием родных в воскресенье радует всех обитательниц института. Княжна Нина решает отказаться от своей очереди принимать гостей из-за новой подруги - Галочки Влассовской, и дежурная Леночка Корсак разрешает это. Девочки радостно встречают родных и обмениваются угощениями. Княжна сбегает от предложения Ирочке Трахтенберг из-за ее подруги Михайловой, считая её насмешницей. Вечером Нина рассказывает Галочке о истории института - раньше это был монастырь, и о легенде о черной монахине, слухи которой пугают девочек. Боясь этих историй, они укладываются вместе в постель.

Глава 9. Вести из дому. Подвиг Нины

Прошло много времени с тех пор, как главная героиня поступила в институт. Однажды к ним пришел швейцар и принес письмо от мамы девочки. Мама написала о том, что братик был болен - у него была корь, но теперь он уже поправляется.

В письме также говорилось, что все дома скучают по ней. Даже собака не могла найти ее и приуныла после того как она уехала. Мама сказала, что будет чаще писать.

После прочтения письма героиня забыла о всем - институте, столовой и даже котлетке на обед.

В этот же день девочки в институте говорили о лунатике. Это такой человек, который по ночам ходит с закрытыми глазами. Одна из учениц заявила, что видела его. Но другая девочка сказала, что это все вранье.

Тогда одна из подруг героини - Нина, решила проверить историю о лунатике и пошла на паперть ночью. Героиня очень боялась за неё. Но Нина была смелой и сказала, что это будет её "подвиг".

Героиня тоже решила выйти из комнаты и увидела Нину на паперти. И вдруг появился лунатик! Героиня испугалась и потеряла сознание.

Глава 10. Первая ссора. Триумвират

Глава рассказывает об остром конфликте между главной героиней и её близкой подругой Ниной, который начался из-за недоразумения в коридоре института. Главная героиня, переживая потрясение от внезапного обморока и неприятностей, вызванных этой ситуацией, просыпается и узнает от немки-классной дамы детали произошедшего.

Нина отдаляется от героини после инцидента, обвиняя её в бесполезном вмешательстве. Героиня чувствует себя одинокой и несправедливо обиженной. В этот момент маленькая "Крошка" предлагает ей дружбу, образуя так называемый "триумвират", состоящий из трёх подруг.

Новая жизнь героини с новыми друзьями Марковой и Ивановой начинается, но она продолжает переживать потерю Нины. В то же время, Нина становится все более веселой и бесшабашной, налаживая дружбу с "разбойником" класса - Бельской.

Это огорчает главную героиню, но она не сообщает об этом матери в письмах, опасаясь её расстройства.

Глава 11. Невинно пострадавшая

Однажды, после завтрака, все ученицы были удивлены странным шумом на задней аллее сада. Там прыгала ворона с ранеными крылом и лапкой. Нина Джаваха решила помочь птице и поймала её. Все девочки помогли перевязать ворону и спрятали её в корзине.

Когда пришел урок батюшки, все были очень тихими. Но вдруг из корзины раздалось карканье. Вся школа замерла от страха. Пугач сказала, что за это безобразие виновная будет наказана.

Все девочки решили не выдавать Нину и взять на себя ответственность. Но инспектриса хотела узнать правду. Люда решила помочь Нине и призналась, что птицу принесла она. За это её наказали - ей пришлось стоять в столовой без передника.

Все девочки смотрели на Люду странно, но она была гордой за свой поступок. Потом у неё начался жар и её отвели в лазарет.

Глава 12. В лазарете. Примирение

Глава рассказывает о жизни в лазарете пансиона, где особенное внимание уделено медсестрам - Пышке и Жучке. Главная героиня попадает в лазарет после неприятностей, связанных с разрывом дружбы с Ниной. Вера Васильевна, или Пышка, принимает решение оставить ее на лечение.

Во время болезни главной героини, княжна Нина признается в своих действиях и посещает подругу в лазарете, что приводит к их примирению. Это вызывает смену отношений внутри класса: теперь девочки восхищаются главной героиней за её мужество, а Нина снова занесена на красную доску.

Тем не менее, двое из девушек, ранее составлявших "триумвират" вместе с героиней, недовольны этим примирением.

Глава 13. Печальная новость. Подписка

Девочки узнают, что их любимая учительница Fraulein Генинг уходит из школы. Новость огорчает всех, ведь они очень любят свою наставницу.

Стало известно, что Фраулейн хотела уйти из-за жалоб других учителей на её мягкое отношение к ученикам. Девочки решают не отпускать свою любимую преподавательницу и организуют "бунт". Они решают пойти к директору школы и попросить его оставить Фраулейн.

Но главное, они решили сделать подарок учителю. Девочки собирают деньги на подарок - альбом для памяти. Каждая из них написала что-то особенное в этот альбом для Фраулейн. Они несут подарок учителю и просят её остаться.

Их просьбы трогают сердце Фраулейн, она решает остаться ради своих учениц. Это большой успех для девочек, ведь они смогли убедить любимого учителя остаться с ними до выпуска из школы.

Даже спустя годы, девочки узнают о том, какую большую жертву принесла Фраулейн ради них - она отказалась от работы в богатом доме, где получала бы больше денег и работала меньше. Но любовь к своим ученикам оказалась сильнее всего остального.

Глава 14. 14 ноября

В институте празднуется день рождения Императрицы с роскошью и торжественностью. Старшие ученицы отправляются в театр на каретах, а остальные ждут вечернего бала. Ученицы надевают свои лучшие наряды, волосы уложены в изящные прически, хотя иногда попадаются под строгий взгляд Елениной.

Богослужение посещают институтское начальство и почётные гости, а после обеда вернувшиеся из театра старшие ученицы рассказывают о своём веселье. Вечером устраивается бал с живой музыкой, где танцуют кавалеры со старшими ученицами, в то время как младшие наблюдают.

Ученица, которую приглашает на танец лицеист, оказывается смущена и не готова, но всё же присоединяется. Ближе к полуночи молодые ученицы укладываются спать после неповторимого вечера.

Глава 15. Итог за полгода. Разъезд. Посылка

В институте прошло два дня, и все снова стало как обычно. Дни были похожи друг на друга, как две капли воды.

Ученицы занимались так же, как раньше. Инспектриса кричала, а Пугач "пилил" знания, что вызывало грусть и скуку.

Я стала учиться очень усердно. Было время подвести итоги за полгода. У меня уже было 12 баллов за поведение. Это значило, что я в числе лучших учениц. Фамилия моя написана на доске. В воскресенье у меня были белые и синие шнурки в волосах - это знак отличия за хорошее поведение.

Наступало Рождество, большой праздник для нас, институток. Все подсчитывали свои баллы. Нина стала первой ученицей. Она была счастлива и мечтала показать отцу свои успехи.

Мы написали домой письма. Утром 22 декабря начался разъезд на каникулы. Девочки собирали вещи в маленькие чемоданчики.

Надя Федорова пришла ко мне, она уезжала домой. В своем новом платье она казалась совсем другой.

Много девочек переоделись и уехали домой. Осталось нас немного. Кира Дергунова, Варя Чекунина, Валя Лер и мы с Ниной.

Вечером пришла посылка для меня от мамы. Там были вкусности: индейка, пироги, булочки и другие сладости. Все девочки радовались и наслаждались едой.

Мама написала мне письмо. Она рассказала о доме и братьях. В конце мама написала от имени Васи - это было очень мило. Мы все стали готовить ужин, который приготовила для нас Катри.

Глава 16. Праздники. Лезгинка

Глава XVI рассказывает о праздничном промежутке в жизни героини. Праздники оказываются более монотонными по сравнению с обычными днями, особенно без любимой Иры. Княжна, главный персонаж, строит планы на будущее вместе со своей подругой Людой, обещающее путешествия и вечную дружбу.

Вечерами девочки рассказывают друг другу страшные истории, засыпая лишь под утро. В пятницу они гуляют по Петербургу перед вечерней елкой, на которую надеты красивые костюмы и капоры с красными бантиками.

Вечером они приходят в зал, где находится великолепная елка с множеством украшений. Девочки поражены красотой этого зрелища и сравнивают её с деревенской елкой, которую готовила их мама.

После елки происходит необычное событие: Нина выступает в образе джигита в национальном кавказском костюме. Она танцует лезгинку, завораживая всех своими движениями и зажигательными темпами танца.

С праздников начинается новое полугодие жизни в институте. Праздники подходят к концу, и девочки возвращаются из своих домов. Институтская жизнь продолжается.

Глава 17. Высочайшие гости

В институт приехали очень важные гости - Государь и Государыня, или король и королева. Все были удивлены и испуганы звуком колокола, но потом поняли, что это был сигнал о приезде Монархов.

Все институтки построились и приветствовали их на разных языках: "Здравия желаем, Ваше Императорское Величество!" и "Nous avons l’honneur de saluer Votre Majeste Imperial!".

Государь и Государыня были одеты просто. Но у них были добрые и ободряющие улыбки.

Они посмотрели класс и выбрали двух девочек, чтобы проверить их знания. Одна из них была Кира Дергунова, которая славилась своей ленью. Но она справилась с заданием хорошо.

Затем Государь позвал Людмилу Влассовскую и попросил её прочитать стихотворение на немецком языке. Она читала хорошо, и Государь похвалил её.

Государыня подозвала Людмилу к себе и обняла её. Это было очень важным моментом для девочки.

После этого Государь с Государыней прошлись среди учениц, расспрашивая их о родителях, здоровье и успехах в учебе.

В конце посещения все присутствующие вместе спели песню "Боже, Царя храни".

Потом Государь с Государыней уехали. Все институтки были очень взволнованы и счастливы от встречи со своими королевскими гостями.

Это событие оставило глубокий след в сердцах всех девочек, они долго помнили эту важную встречу.

Глава 18. Проказы

Маруся Запольская, известная как Краснушка, пишет записку для лавочника с просьбой о покупке сладостей. Старшая сестра Краснушки дает ей пятиалтынный для этих целей. Кира берет на себя ответственность за передачу записки сторожу, Гаврилычу, который затем идет в лавку за покупками.

После того как Гаврилыч доставляет сладости, Бельская отправляется забрать их. Однако, Пугач замечает странное поведение девочек и следит за Бельской, находит запрещенные сладости и возвращает её обратно в класс.

Когда Арно угрожает исключением, Нина, или княжна Джаваха, решает взять ответственность на себя, чтобы защитить Гаврилыча от потери работы.

В конечном счете, Нина получает наказание - она не сможет получить высший балл за поведение в течение года и ее имя не будет на красной доске. Благодаря этому поступку, Гаврилыч избежал увольнения, а остальные девочки отделались лишь штрафами.

Глава 19. Пост. Говельщицы

Эта глава о особом дне в жизни девочек из института - Прощальном воскресенье перед постом и говением. Девочки просили прощение друг у друга, готовясь к посту.

Они разделили подаренные лакомства на скоромные и постные. Был забавный спор между Надей Федоровой и Бельской о том, тянушки - это скоромное или постное блюдо.

Утром наступила новая неделя, они проснулись от звуков церковного колокола. В столовой пахло рыбой из-за трески на обед.

В классе им дали книги о святых для чтения. Нина читала Людмиле историю о святой Варваре, и это было страшно.

Девочки пошли в церковь слушать часы и обедню. Уроков не будет целую неделю, но никто и думать не хотел о шалостях, они были сосредоточены на серьезности происходящего.

В пятницу пришло время исповеди для младших девочек. Они просили прощение друг у друга за все обиды.

Людмила попросила прощения у Трахтенберг, потому что назвала ее дочь Ирочку "белобрысой шведкой". Все пошли просить прощение у начальства института.

Потом они все приобщались святым тайнам в церкви. Было очень торжественно и волнительно.

После причастия их поздравляли старшие и начальство, а девочки чувствовали к ним особую близость и любовь. Это был особенный день перед постом.

Глава 20. Больная. Сон. Христос Воскресе!

В этой главе описывается состояние здоровья княжны, которая становится все слабее и начинает часто болеть. Она страдает от кашля, её кожа бледнеет, а глаза горят нестерпимым блеском. В институте ей оказывают особое внимание и заботу.

В разгар Пасхальных праздников, Нина заболевает серьезно и ложится в лазарет. Даже на Пасху она встречает праздник в одиночестве. Странное видение автора о том, как все ученицы превращаются в эльфы и танцуют, а Нина поднимается высоко в небо, становится пророческим.

После Пасхи жизнь института продолжается обычным образом. Ученики готовятся к экзаменам, гуляют по городу, в то время как состояние Нины только ухудшается. В конце главы описывается возвращение остальных учениц после пасхальных каникул и подготовка к страшному для них событию - экзаменам.

Глава 21. Экзамены. Чудо

В школе идёт подготовка к экзаменам по Закону Божию. Все девочки заняты учебой, они читают книги в саду или ходят взад-вперед по аллеям, повторяя материал. Они помогают друг другу, особенно тем, кто слабее.

Главной героине поручили помочь Ренн - девочке, которая не очень хочет учиться и думает только о том, как будет жить дома после школы: посадит цветы, испечет булки. Но главная героиня всё равно старается помочь ей подготовиться к экзаменам.

Наступил день первого страшного экзамена. Все волнуются. Приходят учителя и начинают вызывать учениц для ответа. Ренн отвечает плохо, все понимают, что она провалится. Главная героиня тоже отвечала на вопросы, но у неё всё получилось хорошо.

Следующий экзамен - география - оказался сложным. У главной героини было мало времени для подготовки и она знала только десять вопросов из тридцати. Но перед экзаменом она пошла в церковь помолиться святому Николаю Чудотворцу, которого всегда просила о помощи её мама.

На экзамене главная героиня вытянула первый билет - тот самый, который она знала. Она ответила на все вопросы и получила высший балл. Все были довольны ей.

Она считает это чудом благодаря молитве перед экзаменом. И с тех пор стала ещё больше уважать святого Николая Чудотворца.

Глава 22. Болезнь Нины

Вдруг появляется ужасное известие - княжна безнадежно больна. Доктор говорит, что она может не пережить больше нескольких дней. Героиня бросается к больной Нине и находит ее исхудавшей и страдающей от боли, но с ярким блеском в глазах из-за препарата облегчающего боль. Нина жалуется на трудности и говорит о страхе не поехать на Кавказ. Героиня пытается утешить ее, но Нина отказывается видеть Иру, считая её чужой в этот момент. В процессе болезни у Нины происходит приступ удушья, вызывая страх смерти, однако она оживает. Она говорит о том, что не думает увидеть отца или Кавказ еще раз и начинает видеть галлюцинации эльфов и орла. Героиня паникует и вызывает фельдшерицу, но Нина переживает приступ.

Глава 23. Прости, родная

Нина болеет и просит Люду взять себе ее медальон с фотографиями матери и самой Нины. Это ее последний подарок перед смертью. Нина также отдает свою тетрадь - дневник, где она записывала все свои секреты.

В ту ночь Нина умирает. Маман объявляет об этом всем в столовой. Люда чувствует огромное горе и даже теряет сознание от шока.

На похоронах виден глубокий скорбь всех, кто знал Нину. Ее отец, генерал, выглядит особенно раздавленным. Он пришел на похороны прямо издалека и с тех пор не покидал гроб своего единственного ребенка.

Наконец, Нину хоронят в Петербурге. Ее отец уезжает в тот же день после похорон, оставив за собой глубокую пустоту.

Люда все еще слышит слова Нины: "Прости, родная", и понимает, что она действительно потеряла свою лучшую подругу.

Глава 24. Выпуск. Сюрприз

В главе описывается завершение учебного года для героини, после потери близкой подруги Нины. Героиня успешно сдает экзамены и становится первой в классе, однако радость от успеха затмевается печалью из-за потери Нины.

В день выпуска старшие ученицы получают награды, среди которых медали и книги. Волнение перед прощанием с институтом, где провели семь лет жизни, приводит к слезам и эмоциональным прощаниям между подругами.

Внезапно приезжает мать героини вместе с братом. Встреча омрачена вспышкой радости и слез, особенно после долгого периода разлуки. Затем они посещают могилу Нины, где прощание становится еще более трогательным.

В конце главы происходит неожиданный сюрприз: приходит генерал от имени князя Джавахи (отца Нины), чтобы поблагодарить героиню за ее дружбу и предложить ей стать частью их семьи. Героиня, её мать и брат отправляются домой с новыми перспективами на будущее.

Также читают:

Рассказ Записки институтки (читательский дневник)

Записки институтки

Популярные сегодня пересказы