Книга написана о детях переживших войну с Гитлером. Повествование идёт от первого лица, очевидца пережитых событий.
Люди стояли и молча слушали речь Левитана об объявлении войны. В тот момент взрослые не сразу осознали, что произошло, не говоря уже о детях.
Автор был ещё мальчишкой, ему казалось происходящее интересным, он с радостью махал рукой отцу. Никто не мог подумать, что ждёт людей впереди, какие суровые испытания переживут не только взрослые, но и дети. Тогда смотря в след уходящим на фронт бойцам мальчугану было просто весело.
Понимание происшедшего приходило ни сразу, а день за днём, по мере жизни. Домой приходили письма от отца с фронта, мама получала их и долго перечитывала. Потом стали заканчиваться продукты, все и сразу. Ни осталось, ни чего, мама, чтобы прокормить сына, носила свою одежду на рынок и меняла на продукты.
Автор в то время учился в первом классе. Школа была небольшая, а детей очень много, приходилось учиться в три смены. Часто уроки проходили при свечах, потому что не было электричества.
Однажды Учительница решила провести с классом экскурсию. Она повела учеников на станцию, туда прибыл санитарный поезд, с ранеными и погибшими солдатами. Зрелище было страшное, в вагонах разбиты стёкла, а к эшелону бежали санитары с носилками и выносили раненых и убитых. В это момент к автору повести пришло полное осознание войны, с ней перекликалась смерть страдания боль.
Мать, узнав на какую экскурсию, повели её сына, была сильно недовольна. Она всячески старалась уберечь своего ребёнка от правды войны, а в сознании мальчика, что-то ёкнуло. Он почувствовал себя одним целым, с народом, сражающимся против врага.
Ему с другом нестерпимо захотелось внести свой вклад в освобождение Родины. Они с товарищем решили сшить кисеты и подарить их раненым в госпитале. Так и сделали, а на кисетах написали «смерть фашистам».
Через некоторое время в госпиталь попал отец повествователя, ранение у него было не тяжёлым, и папа выпросил разрешения доктора приходить домой. Бывая дома отец научил сына кататься на лыжах, съезжать с горы, с той горы ещё ни кто, ни смог спуститься.
Отец поправился, пришло время ему возвращаться на фронт, своему сыну он наказал, как только научится съезжать с горы на лыжах, чтобы написал письмо.
Повесть учит стойкости и самоотверженности даже в тяжёлое время.
Вовка вместе со своим закадычным другом Вадиком раскрашивал картинки, удобно устроившись за столом. Они очень были увлечены своим занятием и совершенно не обращали внимания на происходящее вокруг.
Печальная история молодого художника Чарткова началась на Щукинском дворе, где он купил картину на последние деньги. На картине был изображен старик в азиатском одеянии, а глаза у него были такие пронзительные
Владимир Ипатьевич Персиков, ученый-зоолог, сделал великое научное открытие — луч жизни. Если его направить на амеб, то они начинают с бешеной скоростью размножаться. Их потомки очень прожорливые
М.Ю. Лермонтов написал стихотворение «Русалка». Оно начинается с описания ночного пейзажа. Луна освещает речку, по которой плывет русалка, она играет и веселится. Она пытается достать брызгами до луны.