В своей статье Писарев высоко оценивает роман Тургенева «Отцы и дети». Он говорит о том, что роман правдоподобный. Каждый молодой человек в нём может найти себя.
Писарев считает Базарова умным, цельным, волевым. Это собирательный образ, написанный с молодых людей того времени. Он сын уездного лекаря. В жизни всего добивался сам, прошёл через лишения и тяготы. Базаров прослушал лекции на медицинскую тему. Это развило его ум, он не верит ни кому и ничему. Всё проверяет своим через свой опыт.
Он служит ему источником познания. Базаров признаёт всё материальное, что можно потрогать, пощупать, увидеть, лизнуть или укусить. Он отрицает красоты природы, искусство, любовь, идеалы. Для него это - романтизм и вздор. У него однобокое развитие. В жизни он руководствуется трезвым расчётом. Он не ставит заоблачных целей, нет никакого высокого помысла.
Что можно сказать про такого человека? Он – злодей, урод, безнравственный. Это болезнь нашего времени, по мнению Писарева, и её надо выстрадать. Ей «болеют» люди, которые по уровню своего развития выше своего окружения. В том числе, и Базаров. Смотрит на людей пренебрежительно, сверху вниз. Никого не боится, никого не любит и не щадит. Он даже не скрывает свого полупрезрительного отношения к людям.
Почему он таким стал? Его таким сделала трудная, иногда разгульная, жизнь бедного студента, вечно бездомного и голодного. Она и сформировала у него такие черты характера, как твёрдость характера, беспощадная критика и умение трезво мыслить. Тургеневу не нравится такой Базаров, но он контролирует свою антипатию к нему. Предлагает читателю самому разобраться кто прав, а кто не прав.
Да, он его не любит, но признаёт его силу над окружающими. Во все времена встречаются недовольные люди. Они не хотят жить как все остальные. У людей, подобных Базарову и мысли, и дело слиты в единое целое. Своего друга Аркадия Базаров воспринимает, как недоразвитого ребёнка. Его отца считает стареньким романтиком. А его дядю, принципиального человека, бывшего военного, просто не любит.
У Базарова нет друзей. Они ему не нужны, его не тяготит одиночество, он, как волк-одиночка. Весь в себе и в работе. Он сам создаёт вокруг себя поле отчуждённости. Ему плохо даже с родителями. В их доме ему скучно, пусто, тяжело. Поспорить-то не с кем. Родители не противники и не оппоненты, по уму не дотягивают до уровня Базарова.
Однако, Писарев считает, что из Базарова может получиться добродетельный семьянин. Ему надо в жёны женщину умную, красивую, гордую, сильную морально. Такую, чтобы он не только уважал её, но и любил. Ему надо измениться, отпустить себя, разрешить себе стать обычным человеком с кучей недостатков. Спуститься с пьедестала, на который он себя поставил.
Но даже на пороге смерти Базаров не изменяет себе, своим принципам.
Гринька Малюгин был в своей деревне на особом счету, его не считали таким как все, но Малюгин не обращал ни на кого внимания и поступал только так, как он сам хотел поступать. Рассказ повествует о том, как складывалась его биография.
Несмотря на то, что Зощенко был хорошим писателем, вся его жизнь проходила в борьбе с собой, со своими страхами, которые постоянно мучили его. В повести каждая глава – это рассказ о трудных моментах жизни.
Пережив сильнейший приступ подагры, Петр Алексеевич Кистунов отправился на службу в банк, борясь с желанием остаться дома после бессонной ночи. С посетителями он разговаривал едва слышно, как умирающий.
Пьеса начинается со вступительных слов старого Сальери. Он вспоминает, как всегда хотел обладать музыкальным талантом, о чем страстно просил Бога. Взамен он обещал вести праведную жизнь