По жанровой направленности произведение относится к разряду небольшой повести, основная тематика которой заключается в изображении особенностей человеческого поведения в условиях военного времени.
Центральным персонажем произведения является двенадцатилетний мальчишка по имени Иван Буслов, который в связи с началом войны оказывается круглым сиротой, поскольку немецкие оккупанты расстреливают всю его семью.
Сюжетное повествование разворачивается с изображения расположения одной из советских воинских частей в момент, когда старший лейтенант Гальцев оказывается разбуженным в разгар ночного сна дозорным по причине задержания на берегу Днепра маленького парнишки, трясущегося от холода.
Лейтенант предпринимает попытки разговорить мальчишку, однако тот, лишь сказав свою фамилию, настаивает о докладе в штаб. Гальцев сомневается, однако, когда мальчишка называет правильно и безошибочно фамилии штабных офицеров, соглашается на звонок в штаб, после которого окончательно убеждается в правдивости слов мальчика.
После этого в отряд прибывает офицер Холин, отличающийся симпатичной внешностью и веселым нравом, который привозит для мальчика военную форму. Когда Иван меняет одежду, все замирают в изумлении, поскольку оказывается, что мальчик имеет награды за боевые заслуги. Холин увозит мальчика в штаб армии, но спустя время Иван снова оказывается в отряде вместе с Холиным с целью подготовки нового разведывательного броска.
В момент нахождения мальчика в отряде Гальцеву удается узнать, что ребенок рано лишился родителей и сестры, погибших от рук фашистов. Поэтому единственной целью мальчика является месть за своих родных. Ивану неоднократно поступало предложение о поступлении в военное училище, однако мальчик отказывается, мотивируя тем, что до окончания войны учеба его не интересует. Старшина отряда Катасоныч проникается симпатией к ребенку и планирует после завершения войны оформить его усыновление. Однако этим планам не суждено сбыться, поскольку Катасоныч погибает при выполнении особого задания.
В один из дней Холина, Гальцева и Ивана отправляют на сложное задание, при этом именно мальчику поручено проникнуть в тыл немецких войск. Задание успешно выполняется разведчиками, и они благополучно возвращаются в отряд.
Ивана снова отправляют в штаб и больше Гальцев с ним не пересекается. Лейтенант заказывает для мальчика кинжал, который однажды заинтересовал ребенка, однако Гальцев не мог его отдать, поскольку это была память о погибшем друге.
Через некоторое время Гальцев оказывается в госпитале по причине полученного ранения, где знакомится с документами, из которых узнает, что Иван оказывается в середине войны в фашистском плену, где его убивают немцы.
Смысловое значение произведения заключается в изображении патриотизма и подвига русского народа, независимо от возраста, национальности, пола, в борьбе против фашистских захватчиков за освобождение своей родины.
В имении при сельской школе живет вдова-генеральша Войницева Анна Петровна, ее пасынок Сергей со своей женой Софьей. Как-то в это имение приезжают их соседи – Трилецкие, зять которых – Платонов Михаил Васильевич
В далёкие времена, когда сокровища уральских гор лежали близко к поверхности, существовали сказы о хранителях драгоценных камней. Голубая змейка тоже охраняла сокровища, она не допускала к ним алчных и жадных людей
Главная героиня повести — молодая бедная девушка Лиза. Они живут на окраине Москвы со своей больной матерью. Когда-то у них была счастливая зажиточная семья, но отец умер, и все изменилось
Действие в произведении «Шиповник» К.Г.Паустовского начинается с того, что Маша Климова – главная героиня, плыла на пароходе из Ленинграда. В этом городе она окончила лесной институт.