Произведение по своей жанровой направленности является философским трактатом, основная тематика которого заключается в определении идеального государственного строя, который, с точки зрения автора, представляет собой выражение идеи справедливости.
Повествовательное содержание трактата выстраивается в форме диалога, включающего в себя систематику и проведение краткого критического анализа форм государственного устройства, которые представляются философом в виде шкалы постепенной деградации, выражающейся в качестве временной эволюции. При этом автор не утверждает необратимый процесс данной эволюции, а ее неизбежность объясняется определенной тенденцией, которая имеет сходство с разложением первобытного демократического строя.
Представленные философом в шкале государственные типы устройства располагаются от наилучшего к худшему в следующем виде:
- аристократия, являющаяся лучшей формой правления при справедливой власти меньшинства самых способных граждан;
- тимократия, являющаяся менее совершенной и несправедливой властью граждан, имеющих способности к получению властных полномочий;
- олигархия, являющаяся очень несовершенной властью, основа которой – фактическое материальное превосходство состоятельных граждан в отношении остальных людей;
- демократия, являющаяся несовершенной, но справедливой, а также несправедливой властью равноправных и состоятельных представителей мужского пола;
- тирания, являющаяся самой несовершенной и несправедливой властью одного гражданина.
По мнению философа, тиран является самым несчастным человеком, который отказывая иным гражданам в проявлении разума и самостоятельности, применяет собственный разум с целью подавления других.
Философ утверждает, что каждое государственное устройство должно предусматривать наличие разделения труда, соответственно, каждый гражданин должен выполнять только свою работу без вмешательства в чужое дело. Однако каждое государство должно иметь и земледельцев, и строителей, и ремесленников, и военных.
С точки зрения автора, государство должно состоять из трех сословий: высшего, сословия стражей и сословия иных граждан.
Идеальное государственное устройство, по мнению философа, - аристократия. При этом в качестве правящего класса в данном типе государства должны рассматриваться философы, выходцы из сословия стражей, отобранных посредством поэтапного конкурса. Будущие философы должны получить отличное образование, а, достигнув тридцатипятилетнего возраста, назначаться на ответственные государственные должности на срок до пятнадцати лет. При этом посредственность, с точки зрения, не является источником благ для граждан страны. Соответственно, злодеи и тираны являются несостоявшимися философами и великими людьми, считающими себя способными к распоряжению народным сознанием, проявлению нетерпения, высокомерия, заносчивости и самонадеянности.
Роман «Гроздья гнева» был впервые опубликован известным американским автором Джоном Стейнбеком в 1939 году. В этом произведении писатель весьма откровенно отражает тяжелейшее положение представителей
В основу романа В. Пикуля "Честь имею" положены воспоминания, которые изложил в своих мемуарах военный. На протяжении всего произведения, фамилия главного героя автором не называется.
Князь Андрей Курбский сильно разгневал царя Иоанна и вынужден ночью тайно бежать из собственного дома, дабы уклониться от наказания и сохранить жизнь. Он намеревается найти защиту у литовцев. Сопровождает его стремянной Васька Шибанов.
Действие романа начинается в конце 50-х годов. Главному герою, Михаэлю Бергу, в то время пятнадцать лет, он учится в 7 классе школы. Михаэль – мальчик из интеллигентной семьи, его отец – профессор философии. Поколение родителей Михаэля пережило войну.