Жанровая направленность произведения определяет его в качестве социально-политического, философского трактата, ключевая тематика которого заключается в рассуждении об государственных основах.
Композиционная структура произведения включает в себя восемь книг, рассматривающих каждый элемент государства.
В первой книге философ определяет понятие государства, которое, с его точки зрения, представляет собой политическое общение. При этом автор акцентирует внимание на существующих отличиях царя, домохозяина, господина, одобряя совместное проживание представителей мужского и женского пола.
С точки зрения философа, греки отличаются главенствующей позицией и имеют возможность управления рабами.
Философ дает определение селения, под которым рассматривает общение нескольких семей, при это он указывает, что общество, которое включает несколько таких селений и представляет собой государство, которое находится под управлением царя.
Только человек, по мнению философа, наделен способностью говорить, что отличает его от животных. Кроме того, человек имеет способность к пониманию понятий добра и зла, справедливости и несправедливости, а также обладает умственной и нравственной силой. При это люди должны жить исключительно при соблюдении законов.
Вторая книга посвящается устройству семьи, при этом философ утверждает, что главой семьи является муж. Автор придерживается точки зрения о трех видах семейных отношений: отцовское, брачное и господское.
Господин властвует в отношении раба, однако насилие над ним не допускается, но раб является собственностью своего хозяина.
Живое существо представляет собой единение тела и души. Не оспаривается главенство домашних животных по сравнению с дикими, а также более высокий статус мужчины над женщиной, которая находится в его подчинении.
Философ проводит сравнение домашних животных и рабов, подчеркивая, что и те, и другие предназначены для удовлетворения человеческих потребностей посредством физического труда. Свободные же люди не должны заниматься физической работой, поскольку их удел политика и управление.
Третья книга посвящается искусству наживы состояния, которое автор разделяется с ведением домохозяйства, отмечая, что ленивые люди вынуждены по жизни кочевать, а люди, занимающиеся военным искусством, как раз и применяют способ наживы состояния.
Далее философ исследует политические проекты Платона, соглашаясь с ним в том, что в государстве должно быть единство и множество. При этом он не совсем соглашается с Платоном о том какой должна быть собственность, поскольку считает, что существуют многочисленные несоответствия и сложности.
Затем исследованию подвергаются и проекты Фалея и Гипподама, которые философ признает практичными, поскольку они основываются на жизненных реалиях. Поэтому автор соглашается с разделением государства на три части: ремесленники, земледельцы, воины.
В последующих книгах философ представляет свои размышления об иных государствах, указывая на их плюсы и минусы.
Цирковой клоун Генри Пуркуа пришёл в трактир позавтракать. Он заказал консоме и несколько гренок. Ожидая, пока принесут заказанные блюда, начал наблюдать за посетителями заведения.
Бобу снится ночью дверь его старого дома с разноцветными стёклами. Он просыпается среди ночи на Марсе, куда прибыл одним из первых колонистов осваивать новую землю вместе со своей женой и детьми.
Повесть начинается с момента, когда в один из вечеров в ноябре 1851 года в аул, где живут чеченцы, въезжает Хаджи-Мурат, помощник имама Шамиля. Садо принимает у себя джигита, хотя всем было приказано убить мятежника.
Во время игры в снежки, старик и старуха решили посмотреть, как люди праздник отмечают, порадоваться за чужих детей. И возникла у них мысль – неплохо было бы ребенка иметь, да возможности нет