Краткое содержание трактата Политика Аристотеля

Жанровая направленность произведения определяет его в качестве социально-политического, философского трактата, ключевая тематика которого заключается в рассуждении об государственных основах.

Композиционная структура произведения включает в себя восемь книг, рассматривающих каждый элемент государства.

В первой книге философ определяет понятие государства, которое, с его точки зрения, представляет собой политическое общение. При этом автор акцентирует внимание на существующих отличиях царя, домохозяина, господина, одобряя совместное проживание представителей мужского и женского пола.

С точки зрения философа, греки отличаются главенствующей позицией и имеют возможность управления рабами.

Философ дает определение селения, под которым рассматривает общение нескольких семей, при это он указывает, что общество, которое включает несколько таких селений и представляет собой государство, которое находится под управлением царя.

Только человек, по мнению философа, наделен способностью говорить, что отличает его от животных. Кроме того, человек имеет способность к пониманию понятий добра и зла, справедливости и несправедливости, а также обладает умственной и нравственной силой. При это люди должны жить исключительно при соблюдении законов.

Вторая книга посвящается устройству семьи, при этом философ утверждает, что главой семьи является муж. Автор придерживается точки зрения о трех видах семейных отношений: отцовское, брачное и господское.

Господин властвует в отношении раба, однако насилие над ним не допускается, но раб является собственностью своего хозяина.

Живое существо представляет собой единение тела и души. Не оспаривается главенство домашних животных по сравнению с дикими, а также более высокий статус мужчины над женщиной, которая находится в его подчинении.

Философ проводит сравнение домашних животных и рабов, подчеркивая, что и те, и другие предназначены для удовлетворения человеческих потребностей посредством физического труда. Свободные же люди не должны заниматься физической работой, поскольку их удел политика и управление.

Третья книга посвящается искусству наживы состояния, которое автор разделяется с ведением домохозяйства, отмечая, что ленивые люди вынуждены по жизни кочевать, а люди, занимающиеся военным искусством, как раз и применяют способ наживы состояния.

Далее философ исследует политические проекты Платона, соглашаясь с ним в том, что в государстве должно быть единство и множество. При этом он не совсем соглашается с Платоном о том какой должна быть собственность, поскольку считает, что существуют многочисленные несоответствия и сложности.

Затем исследованию подвергаются и проекты Фалея и Гипподама, которые философ признает практичными, поскольку они основываются на жизненных реалиях. Поэтому автор соглашается с разделением государства на три части: ремесленники, земледельцы, воины.

В последующих книгах философ представляет свои размышления об иных государствах, указывая на их плюсы и минусы.

Также читают:

Рассказ Аристотель - Политика (читательский дневник)

Аристотель - Политика

Популярные сегодня пересказы