Маша Нарышкина выросла крепкой, здоровой девушку в городке, окружённом пустыней. Её обошли стороной война и революция, отец не рассказывал девочке об этих событиях. Она любила пустыню, любила географию, читала книги отца. Когда девушке исполнилось шестнадцать, отец отвёз её на курсы педагогики. Наступила пора её юности, самого беззащитного и трудного времени в жизни человека. Были времена, когда Маша любила, и когда хотела убить себя. И вот, наконец, закончилось время учёбы. В двадцать лет Мария завершила курсы и была направлена в глухое село рядом с пустыней.
Именно там Маша впервые в жизни увидела настоящую пустынную бурю. Случилось это на пути в село. Приехала Мария через три дня. Всё село состояло из нескольких десятков дворов и было засыпано песком. Маша поняла, что люди делали здесь трудную, но совершенно бесполезную работу, очищая улицы от насыпей, потому что ветер приносил песок вновь и вновь, и улицы снова оказывались целиком засыпаны песком.
Мария стала жить в комнатах при школе. Сторож, долгое время живший один, очень обрадовался ей и стал помогать обустраивать жилище девушки. Через два месяца, закончив готовить школу к приёму детей, Мария начала учить детей. Ребята, не привыкшие посещать занятия, ходили в разном количестве на уроки.
Наступила зима. В селе начал заканчиваться хлеб, и дети, страдающие от холода и голода, перестали интересоваться учёбой и приходить в школу. За время зимы несколько детей погибло от ужасных условий существования. Поняв, что невозможно учить детей в таком положении, Мария поняла, что учить в школе нужно борьбе с песками. Она поехала в округ рассказать о своём намерении. Специального учителя им не послали, но выдали книги и велели девушке учить этому самой.
За два года Марии удалось превратить пустыню в зеленеющее место. Люди стали обустраивать село, защищая его от песка, а в пустыне приноровились сажать некоторые злаки. За два года село полностью изменилось, стало пригодным для жизни. В школу теперь приходили не только дети, но и взрослые. Все они слушали уроки Марии по выживанию в пустыне. Мария располнела и стала ещё здоровее, несмотря на огромное количество забот, свалившихся на её плечи.
На третий год случилась беда. Каждые пятнадцать лет мимо села приходили кочевники. Они должны были появиться весной, когда ещё была трава, однако опаздывали. Мария плохо понимала, в чём дело, поэтому просто ждала. Уже вымерла вся пустыня. И вот, наконец, прибыли кочевники. Их кони обгладали и разрушили всё, над чем работали крестьяне в селе эти три года, уничтожили всю зелень. Рассердившись, Мария пошла к кочевникам, однако они сказали, что они сделали это не со зла, просто очень мало травы и кто-то всегда вынужден страдать.
Мария решила жаловаться в округ, но там ей сказали, чтобы переводилась она в другое село, где жили осёдлые кочевники. Мол, когда они научатся возделывать землю, то перестанут совершать такие набеги на другие сёла. И Мария согласилась.
Семь временнообязанных крестьян сходятся вместе. Они начинают спорить о том, кому на Руси жить хорошо. Всего выдвинуто шесть вариантов.
В этой повести рассказывается о школьной практике, которую обязательно должны были проходить девятиклассники летом, на автобазе. Главный герой Крош, не обладал техническими навыками, их с другом определили в гараж
Николеньке Иртеньеву 10 лет. Рано утром в спальню приходит гувернер Карл Иванович, чтобы разбудить Николеньку и его старшего брата Володю. Когда мальчики умыты и одеты, они отправляются к маменьке, чтобы пожелать ей доброго утра.
По жанровой направленности произведение является сборником восьми прозаических новелл, основная тематика которых заключается в изображении противодействия зла и добра.