Шла первая мировая война 1914 года. Главный герой рассказа, облачившись в форму санитара, решил отправиться на фронт, в Августовские леса, где шли ожесточённые сражения. Как военный корреспондент, он старался осветить всю горечь и невзгоды, ту страшную ношу, которая легла на плечи бойцов. Но вдруг, его охватило чувство беспомощности, невозможности описать и передать словами всю боль, которая его окружала. Он шёл по полю боя и на секунду отстранился от реальности. Кругом летели пули и разрывались снаряды. Вдруг раздался громкий возглас, то был старший офицер Максим Максимович.
Старый капитан понял, что писатель чувствует свою ненужность и отстраненность, и отнёсся к нему понимающе. Он приказал помогать санитарам носить раненых. Корреспондент, поднявшись духом, со всеми силами взялся за работу. Он тут же забыл о своих статьях и заметках, которые сейчас были для него совершенно бессмысленными. Наконец-то он делал что-то стоящее для этих ребят. Один из бойцов попросил воды, писатель обернулся, и увидел ещё совсем юнца, который был тяжело ранен. Но принесенную воду он не пил, а только смотрел куда-то вдаль. Тогда санитары на носилках отнесли его к берегу.
Рядом шумел ручей, благоухая свежестью и первозданной чистотой. Жизнь здесь как будто замирала, словно и не было никакой войны. А над водойпорхала голубая стрекоза. Она словно придавала сил раненому мальчику, он улыбался и смотрел на нее. Его глаза закрывались. Когда он открывал глаза спрашивал, не улетела ли она. Но она как будто хотела помочь, ни на миг не оставляя его. Эти минуты длились, словно вечность. Мальчик был спасен, благодаря не только врачам, но и чудодейственным силам природы, символом которой стала голубая стрекоза.
В данной повести рассказ ведется о случае дезертирства, который приобрел в дальнейшем философский характер. Герой произведения Исмаил хотел всеми возможными способами не дать себе умереть
Житие протопопа Аввакума – памятник русской литературы 17 века. Сам Аввакум, приступая к повествованию, признается, что «виршами философскими не обык речи красить» и пишет по благословению духовного отца
По жанровой направленности произведение относится к разряду социально-психологического романа, главная тематика которого заключается в изображении простых человеческих взаимоотношений.
Жанровая направленность произведения позволяет отнести его к разряду социально-психологического романа, основная тема которого заключается в изображении трех поколений одной из многочисленных русских семей помещиков.