Одна из сатирических сказок Салтыкова-Щедрина – «Здравомысленный заяц», в неё повествуется о зайце, который всё время думает и понимает, что в жизни действует закон пищевой цепи, согласно которому кто-то сильный всегда ест кого-то более слабого, он считает, что так и должно быть, не просит чего-то большего, героя устраивает собственное жилище и положение в обществе. Он никому не говорил своих мыслей, потому что понимал, что их никто слушать не захочет.
Однажды герой встретил лисицу, которая вовсе не хотела его съесть, она была заинтересована зайцев, хотела с ним поиграть. Ей-то он и начал рассказывать всё, что думал, начиная со своего предназначения, заканчивая смыслом существования. Но заяц философствовал и учил лису уму-разуму недолго, потому что она не поняла к чему он это всё ведёт и тут же его съела. От умного главного героя осталась лишь шкурка, лежащая на месте, где он жил, думал, весело играл с лисой и рассказывал ей свои мысли. Ум и постоянные размышления погубили зайца, он не действовал, не был осторожен с лисой, а только рассуждал теоретически, так глупо погубив себя.
Заяц – образ трусливого человека, который хоть и понимает, что его могут «съесть» вышестоящие люди, но всё равно надеется на их доброту и великодушие. К сожалению, и лисы, и многие люди, когда видят перед собой заманчивую аппетитную цель, будут идти по головам ради её достижения. А таким вот зайцам нужно всегда быть начеку, не только вечно размышлять, но ещё и жить, действовать
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин – писатель 19 века, редактор «Отечественных записок» из Твери, который дал миру большое количество сказок, в которых внимательный и вдумающийся читатель всегда найдёт скрытые смыслы. Салтыков-Щедрин любил сатиру, но, чтобы власть не запрещала его, писал обличающие вещи, маскирую их под детские сказки..
Мухолов-Тонконос охотится, сидя на ветке, бабочек и мух высматривает и глотает. Увидел рядом Дубоноса и давай жаловаться ему на свою жизнь. Нос, мол, у него тонкий, маленький, клевать зерно таким неудобно
По жанровой направленности произведение является иронической новеллой, основной темой которой представляются выявление негативных человеческих качеств.
Жанровая направленность произведения представляет собой реалистическую прозу, события которой разворачиваются в середине девятнадцатого века в период установления власти Второй империи.
«Марфа-Посадница, или покорение Новагорода», опубликованная в журнале «Вестник Европы» в 1803 году, стала 2-й исторической повестью Н.М.Карамзина. Она посвящена событиям новгородского средневековья.