В повести описываются тяжёлые военные годы второй мировой войны 1941-1945г.г.
Сюжет произведения развивается в городе Владимире в студенческом общежитии. Тут жил герой произведения семнадцатилетний студент и четыре его товарища, ребята были ровесниками.
Студентам полагалось четыреста граммов хлеба в сутки. Молодому растущему организму этой нормы было мало, и ребята постоянно хотели есть. Чувство голода не проходило ни днём, ни ночью. Во сне ребятам снилась вкусная еда из довоенной жизни. Хлеб и другие продукты можно было купить на рынке, но еда в то время стоила слишком дорого и была не по карману ребятам.
Вторая беда после голода – холод. В их комнате стояла буржуйка, её можно было топить, и было бы тепло, но катастрофически не хватало дров. Ребята пускали на растопку любой предмет, который мог бы гореть, дошло дело до тумбочек. Мальчики брали очередную тумбочку, разбивали её на щепки и топили буржуйку. Тепла от таких дров хватало ненадолго, но какое то время можно было отогреть озябшие руки.
Вместе со студентами в комнате жил их однокурсник Мишка. Его отец заведовал продуктами и подкармливал сына. Каждый папин гостинец Михаил бережно прятал в тумбочку. Поедал он свои припасы исключительно по ночам, чтобы не делиться с товарищами. А чтобы друзья его не обокрали ненароком, Мишка повесил на дверцу большой замок. Ребята недолюбливали Мишку за его жадность, но продукты не брали.
Наступил праздник – день Конституции. По этому случаю герой произведения решил отправиться в свою деревню и принести оттуда еду, а главное краюху чёрного хлеба.
Его деревня была далеко, нужно было преодолеть сорок пять километров, товарищи отговаривали его от затеи, стоял сильный мороз и юноша мог замёрзнуть. Желание отведать кусок настоящего хлеба было сильнее всех отговоров, и юноша пустился в путь.
Вначале было легко, путь лежал по асфальту. Мимо проезжали грузовики с грузом для фронта. Пришло время главному герою свернуть на просёлочную дорогу, с ямами и ухабами. Идти стало сложнее, метель усиливалась . Юноша вконец выбился из сил. Он валился с ног и думал, что уже не встанет, но проезжавшая машина подобрала мальчика и довезла до села.
Возвращаться в общежитие было легко, добытая в деревне буханка хлеба согревала его. Только радость от предвкушения ужина была недолгой. Буханку пришлось отдать водителю попутной машины, который любезно согласился его подвести.
Главный герой вернулся к ребятам с пустыми руками, товарищи расстроились, но решились попросить продукты у Миши. Он не дал ребятам еды, тогда герой расколотил Мишкину тумбочку и велел ребятам всё съесть. Мишка молча смотрел, как поедают его продукты, а утром его уже не было в комнате.
Рассказ учит делиться с товарищами, не быть жадным.
Однажды медведя Топтыгина первого поставили на место воеводы. Он должен был заведовать лесом. Медведь служивый был и всё умел делать. Он прекрасно строил берлоги, умел валить деревья, и даже немного в науке разбирался.
Маленький провинциальный город. Бывший студент Петр и школьная учительница Татьяна Бессеменовы – дети зажиточного мещанина. Получив образование, они вернулись в родной дом, но жизнь
События произведения разворачиваются в преддверии начала Великой Отечественной войны в Ленинграде. После зимних каникул ученики возвращаются в школу. Володька Бессонов
События развиваются зимой 1942 года в Сибири. Повествование начинается с того, что новобранцы, которые только что спустились с поезда спускаются в холодное подвальное помещение. Их готовят к жизни в лагере