Восьмилетнему мальчику из Москвы привезли в подарок перочинный ножик с красивой костяной ручкой. У ножа было два острых лезвия разных размеров. Был ножичек таким острым, что с одного раза им можно было перерезать ветку в палец толщиной. Все ребята завидовали ему.
В школе учитель Фёдор Петрович часто брал у мальчика ножик, чтобы подточить свои карандаши. Но однажды произошло непредвиденное происшествие. После первого урока, на котором он вместе с соседом по парте точил карандаши, вдруг ножик исчез. Сколько мальчик его ни искал, всё было напрасно. Учитель заметил его возню и потребовал отчёта за неподобающее поведение. И тогда мальчик признался, что у него украли ножичек. Но сразу после этих слов он пожалел о сказанном, так как учитель сильно рассердился и стал спрашивать каждого ученика о пропаже. Но никто, конечно же, не признался в краже. Тогда учитель приказал детям выйти к доске и встать в одну шеренгу. А сам начал тщательно проверять каждую сумку, а затем и карманы ребят. Это продолжалось два урока и всю перемену. Ребята из других классов не могли понять, почему тех не отпускают на перемену.
Мальчик – владелец перочинного ножа сидел один на своём месте, и ему было стыдно и неудобно, как будто он сам украл этот ножичек. Чтобы как-то отвлечься от происходящего в классе, он начал укладывать учебники и тетради в портфель. И вдруг из одной из тетрадей прямо ему в руки выпал тот злополучный нож, который так долго и тщательно искал учитель. Мальчику было страшно и стыдно за случившееся, и он не знал, как сказать Фёдору Петровичу, что пропажа нашлась. Но промолчать тоже было нельзя, не по-товарищески это. Тогда он встал, подошёл к учителю и протянул ему на ладони ножичек. Учитель ещё больше рассердился, теперь на него, назвал мальчика разявой и приказал ему выйти из класса. Ребят учитель тоже отпустил домой. Но мальчик не ушёл, а остался стоять возле школьных дверей. Другой ребёнок на его месте просто убежал бы домой и спрятался в укромном уголке. Но какая-то сила держала его возле выхода из школы. Ребята проходили мимо него и почти ничего не говорили, но в их взглядах был немой укор. Последним вышел учитель и опять назвал его разявой.
Рассказчик приглашает к себе за расчетом гувернантку Юлию Васильевну, молодую робкую девушку. Она принята в дом два месяца и пять дней назад, но до сих пор ни разу не обращалась к хозяину за жалованием.
С самого начала произведения автор описывает атмосферу в лесу, где солнце, распрямив свои волшебные летние лучи, осветило даже самые дальние уголки среди деревьев
Несмотря на все достижения науки и техники, в народе продолжают верить в колдунов. В рассказе описан случай, произошедший в одной деревне из-за такой народной суеверности.
В одном уездном городишке живет «на хлебах» в мещанском доме гимназист Саша, румяный десятилетний мальчик. Из родни в городе за ним присматривала тетя Варя. Она прозвала племянника Подснежником