Перловый суп, как отголосок детства, проходит через всю жизнь рассказчицы. Он послужил призмой восприятия ребенком, четырехлетней маленькой девочкой, событий, явлений, характеров людей, отношений между людьми, царящих в грозное, страшное время сталинских репрессий. В начале своего произведения автор описывает такое нехитрое, но любимое и вкусное блюдо, приготовленное матерью, и вспоминает моменты, связанные с ним.
Трижды память девочки цеплялась за этот суп. Первый раз она носила его в помятом солдатском котелке нищим одиноким старикам, которые жили в каморе и которых она "боялась и брезгала". Мама ее стояла и наблюдала за тем, как девочка учится проявлять милосердие и сострадание тем, кому хуже, сама не понимая этого. Позже нищие исчезают, и, цепляясь за перловый суп, в память рассказчицы врезаются слова отца: "Город к празднику почистили…"
Второй раз перловый суп мама, Марина Борисовна, налила в тарелку погорелице, которая пришла просить в коммунальную квартиру в одном лишь плаще на голое тело. Мама, желая помочь чем только могла, собрала ей кулек вещей и дала «сложенную вчетверо тридцатку». Девочку потряс и напугал безобразный вид и поведение женщины: она была совершенно беззубая, «ела лениво», слова благодарности «проговорила скороговоркой», а сразу после ее ухода пропал ковер соседей Цветковых. Мама пострадала от своей доброты.
В тот же день к Марине Борисовне постучалась оторопевшая от горя, старая, полуслепая соседка Надежда Ивановна - отмучилась ее дочь Нина, сердечница. Мама разделила с ней тарелку супа, «испила чашу», что было лучше любых слов поддержки. Ели женщины его, молча, плача, не говоря ничего – хотя и говорить тут нечего было.
Автор заканчивает рассказ: "Никого нет в живых... И перловый суп я никогда не варю". Однако именно он, одно из воспоминаний о тяжелых годах репрессий, связанный с мамой, ее лаской и добротой, вселил в автора мысль о том, что, несмотря ни на что, есть на белом свете такие люди, как мама, а значит есть добро и счастье, ласка и любовь, сердечность и открытость миру, и нужно обязательно быть такой, как мама, - тогда и жизнь будет казаться легче и радостнее.
Однажды Толя Клюквин, учащийся четвёртого класса, отправился в гости к другу Славе. Накануне они договорились встретиться и поиграть в шахматы. Мальчик шагал быстро, поскольку вышел из дому с опозданием
Между двух деревень возвышался крутой косогор. Он зарос густым кустарником, кедром и пихтой. Через непролазные дебри трудно было пробираться даже мальчишке, поэтому почти никто туда не ходил.
Автор рассказывает о своём друге, с которым он случайно познакомился, а затем очень сблизился. Его звали Вильям Легран. Он раньше был достаточно богат, но со временем разорился. Вильям не хотел жить там
Главными персонажами сказочного произведения являются маленькие дети. События начинаются со сцены