Повествование в сказке Б.Житкова ведется от главного героя. Маленьким мальчиком привезли его к бабушке, где на полке он увидел миниатюрный пароходик. Восторга мальчика не было придела: железная желтая труба с черными полосами, якори, мачты, веревочные лесенки, настоящая будка с окошками и полированной дверкой, руль.
Герой запросил у бабушки поиграть пароходикам, но та сказав, что для нее он очень дорог, как память, не разрешила его трогать. Она взяла с мальчика честное слово, что он выполнит ее наказ. Только с этим условием пароходик остался стоять на прежней полке.
Мальчик стал представлять как настоящие маленькие человечки обитают на судне. Когда никого нет, они вылезают на палубу, лазают по лестнице, живут настоящей морской жизнью. Герою очень хотелось проверить свои догадки. Притворившись усталым, он попросился лечь спать. Бабушка удивилась, но не стала отговаривать внука. Когда легли спать, мальчик, схитрив, сказал, что привык спать при свете. Ему просто было необходимо проследить за жизнью на пароходике.
Притаившись под одеялом мальчик ждал, послышался шорох, но герой скрипнул кроватью и звук утих. Понял наблюдатель, что вспугнул пароходных человечков. Расстроившись, он уснул, решив, что завтра обязательно увидит маленьких моряков.
На утро мальчик решил, что человечки должны чем-то питаться. Приманкой для них он решил сделать кусочек леденца. Тайком от бабушки герой, отрезал кусочек конфеты и положил у пароходика, рядом с будкой. Он все представлял, что человечки обязательно будут заталкивать леденец к себе в будку.
Бабушка увела внука на прогулку. Мальчик все переживал, что пока его не будет дома, приманку человечки утащат и он с ними не сможет встретиться. Но его предположения были напрасны, леденец лежал на месте. Вечером мальчик снова устроил человечкам засаду, но подождав немного времени уснул. Утром кусочка не было.
На следующую ночь приманкой послужил хлеб. Мальчик опять не дождавшись жителей пароходика уснул. Утром приманка исчезла. Тогда он решил остаться дома и пока не будет бабушке обследовать пароходик. Притворившись больным, герой не пошел на прогулку. Как старушка ушла из дома, мальчик мигом схватил пароходик.
Рассказчик пытался найти маленьких жителей, но их нигде не было. Увлекшись поиском, мальчик разобрал пароход по отдельным частям. Он сломал дорогую для бабушки вещь. Понял герой это когда вернулась женщина домой. Однако было уже поздно.
Своим рассказом автор учит не трогать чужие вещи как бы этого не хотелось. Если дал честное слово, то его необходимо держать, чтобы не было стыдно за свои поступки в дальнейшем.
Фарфоровому чайнику из сервиза было чем гордиться. Его изготовили из превосходного материала, снабдив тонким носиком и красивой ручкой.
В полутора верстах от города, в маленькой деревне живет старушка по имени Катерина – главная героиня рассказа. Живет она там с самого рождения, было все – голод, война, сиротство, тяжелая работа в колхозе. А теперь она здесь одна, дочь живет в городе.
По жанровой направленности произведение относится к разряду драматического романа, единственного законченного сочинения автора, ключевая тематика которого заключается в изображении
Жили в деревне старик со старухой. Было у каждого из них по дочери. У старика дочка росла доброй и трудолюбивой девушкой. Она и печку топила, и еду готовила. За что ни возьмётся, всё у неё получается. А мачеха всё равно не довольна