Великодушие является характерным качеством сильного и благородного душой человека, имеющего представление о добре и зле. Иногда общество может противопоставить месть великодушию и рассудить отмщение как черту характера, говорящую о несостоятельности духовного мира человека. Л.Н.Толстой в своём романе-эпопее «Война и мир» подталкивает читателя к рассуждению об этих явлениях и их роли в человеческой жизни.
Человеческое великодушие может проявляться как в повседневной жизни, так и на фронте, что мы и наблюдаем на примере Пьера Безухова, попавшего на место ведения военных действий. Будучи представителем дворянского сословия, Пьер во время войны с французами не спешит покинуть свои имения и переехать вглубь страны, дабы спрятаться от вражеских войск. Наоборот, он отправляется в самое сердце военных событий, помогая нуждающимся людям. Пьер спасает девочку, которая из-за собственного страха пряталась под скамейкой во время пожара и была абсолютно беспомощна в тот момент. Также молодой дворянин помог женщине избежать приставаний от французских солдат. Поступки этого героя свидетельствуют о безграничном великодушии и о его любви к миру, простым людям.
Великодушие может являть себя не только лишь в помощи к людям, нуждающимся в поддержке, но и в прощении провинившегося человека. Нужно быть поистине сильным и благородным человеком, чтобы переступить через ненависть и злость к обидчику и простить его в своем сердце. Князь Андрей Болконский предстает перед читателем как человек благородной души, а потому способный простить предательство своей возлюбленной и её любовника. Увидев, как потерявший на войне ногу Анатоль Курагин стонет от боли и изнемогает от мук на столе у военного хирурга, князь Болконский отпускает свои обиды, тревожившие его ранее.
Пройдя через злость, гнев и ненависть к людям, ранившим его сердце, князь Андрей приобретает опыт и зрелость в человеческих взаимоотношениях. В таких случаях обычно говорят, что время лечит. В ситуации князя Болконского время не только вылечило, но и помогло осознать ценность прощения не столько для обидчика, сколько, в первую очередь, для самого Андрея. Жажда мести — это тяжкий груз, нести который на своих плечах отнюдь не легко. Андрей Болконский простил измену, избавив себя от беспокойства и гневных мыслей, мучивших его на протяжении долгого времени.
Природа мести, как мы уже отметили выше, неоднозначна: с одной стороны, желание отомстить обидчику вполне оправдывается чувством собственного уважения, а с другой стороны, желание отомстить может преследовать человека долгое время, не давать ему покоя, сбивать с мыслей и попросту мешать жить и наслаждаться сегодняшним днём. Элен Курагина, будучи женой Пьера Безухова, изменяла своему мужу с Долоховым, к чему молодой граф не остался равнодушным. В порыве гнева на очередном светском застолье Пьер, не сумевший стерпеть ехидной насмешки от Долохова, вызвал любовника своей жены на дуэль. Ранив своей оппонента, Пьер жалел о своем сиюминутном желании отомстить и раскаивался за содеянное. Так, месть не успокоила Безухова, а наоборот привнесла в его жизнь новые переживания.
Матренин двор - второй рассказ, который впервые был издан в журнале Новый мир Солженициным. Сам автор назвал его Не стоит село без праведника, но из-за цензуры название было изменено.
«Утиная охота» была написана Вампиловым в 1970 году. Сейчас это время называют «эпохой застоя». Уже в ремарках можно найти описание заурядной типовой квартиры, с однотипной мебелью.
Произведение по жанровой направленности относится к исторической оде и в качестве основной тематики рассматривает человеческие взаимоотношения, связанные с вопросами любви, чести и патриотизма.
О своем предназначении на земле люди задумываются веками. А есть ли смысл в том, для чего мы рождены, для чего мы живем, что было до нас и что мы оставим после себя. Все это из области философии, логическое объяснение здесь не поможет.
Произведение является одной из частью цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». События сказочной книги происходят в преддверии христианского праздника в украинской деревеньке.
На сегодняшний день немногие люди ставят на первое место воспитание в себе ценностей, таких как моральные. Одни пренебрегают их значимостью, другие вообще не подозревают об их существовании