Для того чтобы называть мечту великой, нужно выбрать нечто противоречащее общему ходу действительности. Совершенно не нужно искать нечто неестественное и нечто искажающее действительность.
На самом деле проблема в не совсем естественной действительности, которая существует сейчас. Именно поэтому мечты нужны для того чтобы выбраться из этого не совсем совершенного мира к чему-то более достойному и более ценному. Если бы мир был идеальным, то мечтаний не существовало бы, поэтому мечта является путем к идеалу, а великая мечта – к великому идеалу.
Каким может быть великий идеал? Над этим следует поразмыслить. Ведь не всегда возможно охватить своим умом подобное.
Например, если голодному задать вопрос о всеобщем счастье, он скажет, чтобы все были сыты, но иногда желудок полон, а голод остается. Остается голод до чего-то более ценного, более настоящего и стоящего того чтобы жить. Этим является более высокий идеал, который не акцентируется только на физическом уровне.
Наверное, в каком-то смысле великая мечта недоступна каждому, а доступна только немногим. Конечно, не хотелось бы вводить подобный ценз, ведь на самом деле каждый в итоге может понять нечто великое, просто сейчас он не способен на такое. Так или иначе, обозреть великую мечту собственным умом иногда не представляется возможным и для великих личностей, они наблюдают и созидают какой-то невероятный образ, который является истиной.
Как сказал один деятель искусства: настоящее искусство создается для немногих, оно понятно немногим. Тут есть, безусловно, истина и, наверное, не следует упрекать деятелей искусства в подобном отношении. Такие упреки были бы подобны тому, как упрекать физика-теоретика в непонятности его форму для простого слесаря.
Великая мечта тоже может быть понятна немногим, но в итоге такая мечта зачастую доступна всем и, более того, приносит всем благо. Конечно, если мы не ведем речь об индивидуальных мечтаниях, но разве нечто великое может сжаться до размеров индивидуальности? В этом на самом деле тоже заключается вопрос, на который не так легко отыскать точный ответ.
Великая мечта всегда превосходит бытовые потребности, банальность и пошлость. Многие люди мечтают стать известными и разбогатеть, но, по сути, такие мечты являются просто целями, которые вообще ничего особенно не меняют в этом мире. Мечта в свою очередь всегда меняет мир, особенно великая, так как идет не в основном потоке этого мира, а выделяется подобно тому, как выделяется гений наряду с обывателями, к слову, гении и великие мечтания являются, наверное, тесно связанными, они превосходят обыденность и обретают величие.
Многие мечтают об отдыхе где-то на краю моря или на гавайских островах, другие мечтают выиграть лотерею и получить миллион, третьи имеют другую мечту, более возвышенную, чем у других.
Великая и возвышенная мечта присутствует не у многих.
Чтобы точно определить, что означает «великая мечта» приведем литературные примеры из известных произведений.
Именно об этом мечтает один из героев романа Толстого «Война и мир» Андрей Болконский. У человека есть мечта о героизме. Андрей жаждет совершить героический подвиг, чтобы его заметила и оценили. Находясь в центре боевых действий, Андрей понимает, что перед ним есть шанс и важно сейчас использовать. Мысленно он уже несется с развивающим знаменем в руках и помогает своим товарищам по оружию. И судьба представляет ему такую возможность – совершить героический подвиг. Но неожиданно его ранят. Мечты перестают быть мечтами. Андрей находится между жизнью и смертью, и уже бой кажется таким пустым и не имеет смысла. Героизм его уже не так важен для него. Болконский начинает понимать, что было важно до момента ранения, и его мечта становится еще более возвышенной – он принимает участие в реформах Сперанского, в надежде изменить жизнь страны. У Болконского значимая мечта – приносить людям только пользу и добро.
Рассмотрим еще один типичный пример.
У Родиона Раскольникова из другого произведения Ф.М. Достоевского высокие помыслы – восстановить справедливость и помочь бедным. Свои цели он решает низким и жестоким способом – убить старуху – ростовщицу. Раскольников совершает убийство и крадет деньги. Но это не приносит ему счастья, а, наоборот, у героя отсутствует душевный покой, он уже не может быть прежним человеком. Каждый день Раскольников мучается и терзает себя.
О великой мечте грезит герой М.А. Булгакова, который мечтает о том, чтобы в мире не было власти, считая её насильственной над людьми. Герой был направлен на смерть, но ему не страшно было умереть за великую мечту, зная, во имя чего его страдания. Готов заплатить цену за свою великую мечту.
В заключение отметим, что высокие мечты, направленные служить стране, помочь людям – без сомнений хорошее дело, но только в том случае, если они не приносят людям никакой опасности и не требуют при этом осуществлять низкие, подлые и жестокие действия. Важно стремиться к своей великой мечте, медленно, но верно идти к ней, при этом не переступая через низость. Ради своей великой мечты многие приносят себя в жертву, надеясь в душе, что их даже незначительный вклад смогут реализовать её.
Каждый из нас имеет свою мечту, маленькую или большую. Для кого-то пределом мечтаний служит покупка чего-то материально ценного, для другого важно двигать мир вперёд, улучшать жизнь вокруг, творить. Но что из этого можно считать «великой мечтой»? Этот вопрос до сих пор волнует человечество.
Я считаю, что великой мечтой можно назвать ту, которая касается не только самого мечтателя, но и всех окружающих. Она глобальна по своему характеру и направлена не на удовлетворение мелких корыстных интересов отдельного человека, а на заботу о счастье всех. Такой мечте человек готов отдать всего себя без остатка.
Во многих произведениях русской литературы рассматривались мечтающие герои, однако не все их планы можно назвать «великими мечтами». Вспомним знаменитый роман Л. Н. Толстого «Война и мир». Один из главных героев, Андрей Болконский, в начале сюжета вдохновляется примером Наполеона, достигшего высот военной славы. Молодой человек грезит найти свой «Тулон» и отличиться на поле брани, как и его французский кумир. Однако события Аустерлицкого сражения показывают Болконскому, насколько мелка его мечта в масштабах мира. Неудивительно, что герой впоследствии отказался от своих юношеских устремлений и стал искать возможность осчастливить всё человеческое общество.
Вопрос «великой мечты» затрагивается М. Горьким в рассказе «Старуха Изергиль». В «Легенде о Данко» автор создаёт образ поистине героической личности, способной на самопожертвование во имя своей идеи. Сильный духом Данко мечтал вывести людей из тёмного леса, дать им свободу и показать путь к счастью. Смелый юноша не отказывается от своей задумки, даже когда слабохарактерные люди из племени начинают роптать и даже хотят убить своего лидера. Любовь Данко к людям вдохновляет его не отказываться от намеченной цели, ради этого он вытаскивает собственное сердце из груди. Мечту героя действительно можно считать великой, ведь от неё зависело благополучие соплеменников Данко и во имя её исполнения он пожертвовал жизнью.
Примеры из приведённых произведений подтверждают мысль, что не каждая мечта заслуживает звание великой. Нередко человек занимается самообманом, считая, что заботится о судьбе всего человечестве, а на самом деле тешит лишь своё самолюбие. Ради настоящей великой мечты личность способна забыть себя, отдав все силы на достижение задуманного.
11 класс. ЕГЭ. Декабрь
Известная всем комедия дает изображение уездного города, отображающий, по сути, в обобщенном значении всю Российскую империю.
В сказке «Волшебный барабан» повествуется рассказ о нищем солдате, который держит путь с войны домой. Повстречалась на пути солдату старушка, которая попросила у него немножко денег. Найдя в кармане
В своих произведениях Зощенко всегда довольно ярко и в сатирической форме критиковал мещанские взгляды, пошлость обывательской морали. Если не во всех, то во многих мы легко можем увидеть такие особенности
Аня Раневская и Петя Трофимов выступают представителями молодого поколения в комедии А.П.Чехова "Вишнёвый сад". В отличие от других героев, их мало заботит продажа вишнёвого сада за долги
Автор романа знаком с Онегиным. Называет его «добрым приятелем». И тут же сетует, что климат Петербурга вреден для него. Пушкин упоминает, что они познакомились в то время, когда ещё был жив отец Онегина.
В поэме Гоголя «Мертвые души» имеется 11-я глава, посвященная жизни одного из главных героев – Павла Чичикова. Биография этого героя представлена характеристикой. Автор описал детство, отрочество, юность