В наше время развилась и продолжает развиваться тенденция к пониманию истории и даже повседневной жизни сугубо через призму практицизма. Однако в каждом человеке заложено стремление к оценке произошедшего с моральной точки зрения.
Историю, как и жизнь отдельного человека, делают люди. Несмотря на распространенный взгляд на политику как на аморальное дело, и ранее и сейчас государствами управляют не пришельцы с другой планеты, а люди с определенными принципами. Уровень морали можеть быть выше или ниже, но для каждого человека есть порог допустимого. Иногда искушенный политик, постоянно идущий на сделку с совестью (иначе на вершине власти не удержаться), идет на самоубийственные шаги, спасая подвластных ему людей. Примером служит князь Михаил Тверской, прославленный Православной церковью в качестве святого. Будучи оклеветан московским князем, он поехал для суда в Орду, хотя понимал, что вряд ли сможет оправдаться. Михаил понимал, что он может скрыться в других землях, но тогда его собственное княжество подвергнется татарскому набегу.
В обычной жизни человека действие морального закона проявляется в еще большей степени. Без принятых большинством представлении о дозволенном и недопустимом невозможно существование общества как такового. Оно распадется на мелкие группы или даже индивидов, враждующих между собой. Для выживания вновь потребуются незыблемые нормы, принимаемые всеми и все станет как прежде.
Судьбу же человека можно понимать как причинно-следственную связь, происходящую от его поступков. Наказание с этой точки зрения является прямым (хотя и не всегда очевидным следствием преступления). Подобное видение хорошо проиллюстрировано в произведении Достоевского «Преступление и наказание», где герой наказывает по большей части себя сам, получив ношу «сверхчеловека», который «право имеет». Однако подобное оказалось Раскольникову не по силам, и каторга стала для него облегчением.
Попытки отказаться от морали или значительно урезать ее нормы, точнее их применение в повседневной жизни, видимо, идут против сущности человека. Нельзя нарушать законы природы, моральный же закон не менее силен, как показывает практика.
Возлюбленная Евгения не играет самостоятельной роли в произведении. Она воплощает в себе один из образов «маленького человека», взаимоотношению которого с властью оно посвящено.
Одним из тех, кто занял ближайшее место в списке моих любимых литературных героев, является капитан городской стражи Сэм Ваймс, из цикла «Плоский мир» английского писателя Терри Пратчетта.
Главный персонаж подрастал в наследственной усадьбе Обломовке, великолепной и тихой местности. Весь окружающий мир вслед за тем жил будто бы согласно плану, а общество веровало в народные сказания и злобных домовых.
Тематика доброты и милосердия всегда занимала важное место в русской литературе. Классики XIX и XX веков много думали и работали над такими вопросами: что такое милосердие; что заставляет человека быть милосердным
Произведение представляет собой описание комической жизненной ситуации, изображенной в виде анекдотической сюжетной линии.