Центральное место во многих произведениях отечественной и зарубежной классики занимает проблема образования и воспитания. Очень часто из этих проблем выходит третья — проблема самовоспитания. Многие писатели задумывались над тем, должен ли себя воспитывать человек, как он должен это делать, что его побуждает к этому.
Лично для меня самый яркий пример самовоспитания в литературе — это Мартин Иден из одноименного романа Джека Лондона, классика американской литературы. Главный герой встретил прекрасную девушку, Рут, которая была очень образована и начитана. Мартин Иден влюбился в нее и попытался соответствовать ее уровню. Он стал читать книги, при чем абсолютно разные. Со временем чувство Мартина к Рут остыло, но стремление к совершенству осталось. Молодой человек увлекся писательством и добился успеха. Заслуга этому — строгость к себе и упорная работа.
Примеров самовоспитания немало и в отечественной литературе. Например, Андрей Штольц из романа «Обломов». Стремление к саморазвитию вложил в него отец, хозяин уездной школы. С тех пор Андрей Штольц ни минуты без дела не проводил. Он много над собой работал и хотел изменить окружающий его мир, в том числе и его друга, Илью Обломова.
Также можно назвать и Базарова, героя романа Ивана Тургенева «Отцы и дети». Ему принадлежат слова, что каждый человек должен себя воспитывать. Он считал себя хорошим примером моральной и умственной работы над собой. Он много читал и изучал, проводил опыты.
Александр Чацкий из комедии «Горе от ума» Грибоедова также уделял много времени самовоспитанию. Он считал, что образование и знания — высшая ценность, высшее благо, поэтому каждый человек должен стремиться к развитию и совершенствованию. Это правило Александр Чацкий применял и к себе, много работая и учась.
Он конфликтовал с Молчалиным и другими, которые признавали книги, знания и образование за зло, требующее истребления. Стоит сказать, что общество не смогло принять «нового» человека, поэтому Александр Чацкий был вынужден стать изгнанником.
Самовоспитание — одна из главных тем литературы XIX-XX века. Тогда общество стало понимать роль и значение образования. Образование было доступно не всем, но с признанием его важности, учение становилось доступнее. Данные примеры подтверждают, что главное — желание к саморазвитию. Желание побуждает искать способ реализации, который есть всегда.
Роман создавался в течение семи с небольшим лет. До Пушкина такое никто не писал, за исключением, англичанина сэра Джорджа Байрона. Пушкинский роман в стихах реалистичен. В нём он описывает человека, в которого он вложил идеи развития новой России.
Как же быстро летит время в нашей жизни. Ведь только-только нас вели в школу за руку и мы дарили пышные букеты учителям, а вот уже сами идем за знаниями. Первые учителя, оценки, любовь, всё это ждало впереди
Интерес. Что это? Стремление узнать что - то важное? Необходимость расширить свой кругозор? Что подразумевается под выражением «интересный человек»?
Главный герой – это Герасим, который принадлежал барыне. Барыня жила в Москве, а Герасим вырос в деревне, он был очень необщительным, потому что с рождения был глухонемым
Один из героев произведения Константина Георгиевича Паустовского «Заячьи лапы» – Ваня Малявин, проживающий на Урженском озере, обратился к ветеринару с просьбой вылечить зайца.
Проблему взаимоотношений дочери и матери как нельзя точно показал Паустовский в своем небольшом рассказе Телеграмма