Одна из выдающихся композиций И.К.Айвазовского «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими судами» была задумана еще в далеком детстве, которое прошло в окружении, будоражившем фантазию художника. В г. Феодосию, где родился и жил живописец, из разных стран приходили рыбацкие суда, и изредка – опускали якоря большие белоснежные парусники – военные корабли Черноморского флота. С ними приходил и парусно-гребной корабль «Меркурий», слава о беспримерном подвиге которого стала известна всему миру.
14 мая 1829 года три парусника Черноморской флотилии вели дозор у турецкого пролива Босфор. Когда они заметили военные суда Турции, два русских корабля поспешили сообщить об этом главному командованию. Третий, не такой быстроходный, бриг «Меркурий», отстал и был настигнут судами противника. Русские моряки во главе с капитан-лейтенантом А.И.Казарским приняли решение одержать бой, в котором силы противника превышали собственные в 10 раз. Для недопущения захвата корабля врагами, на бочке с порохом был оставлен заряженный пистолет. Последний, выживший в бою моряк должен был взорвать судно. В неравном бою погибло 4 матроса, 8 – ранило. Бриг получил свыше 20 пробоин в корпусе и около 300 – других значительных повреждений. Но точными залпами «Меркурия» была расколота мачта одного из вражеских кораблей и перебито снаряжение. Сражение длилось 4 часа, пока враги не отстали. Героический «Меркурий» пришел в Севастополь победителем.
На картине изображен кульминационный момент сражения, когда два линейных турецких корабля «зажали в тиски» маленький русский парусник, и, ожидая легкой победы, делают первые выстрелы. «Меркурий», занимающий центр полотна, отвечает им выстрелами пушек. Слева на дальнем плане едва видны другие корабли эскадры. Свинцовое небо в грозовых тучах, занимающее две трети композиции, и неспокойное волнующееся море в сине-оливковой палитре добавляют картине тревожности.
«Бриг «Меркурий»...» – одна из батальных картин мариниста, созданных в последнее десятилетие жизни. Она отличается глубоким патриотизмом. Несколько поколений не перестает восхищаться подвигом русского народа, подтвержденным этим творением.
В настоящее время полотно находится в Национальной картинной галерее им.И.К Айвазовского в г. Феодосия.
Айвазовский родился и вырос на берегу Черного моря в Феодосии. А какой же мальчишка из приморского города не бредит морскими сражениями, морем? Художник сохранил эту любовь в своем сердце на всю жизнь.
Картина написана на основе реальных событий. В середине мая 1829 года три парусных фрегата несли вахту у турецкого пролива Босфор. Когда на горизонте показались корабли турецкой эскадры, два фрегата поплыли с донесением в штаб. Третий был бриг «Меркурий». Он не успевал за своими собратьями, т.к. уступал им в скорости.
Турки быстро настигли его и уже предвкушали победу. Русские моряки во главе с командиром приняли решение принять бой. Хотя изначально силы были неравные. Но когда это останавливало русских моряков? Турецкие корабли зажали его «в клещи» и начали планомерно обстреливать.
На картине изображено начало боя. На турецком корабле, изображенном слева, на верхушке мачты реет турецкий флаг. По всей видимости, это флагман турецкой эскадры. Если внимательно присмотреться, то можно заметить, что на бриге «Меркурий» на одной из мачт изображен Андреевский флаг.
Корабли обменялись десятками ядер. Видно, что паруса «Меркурия» пробиты ядрами. Но и паруса правого турецкого корабля тоже изрядно посечены. У него пушки на двух ярусах, а у «Меркурия» на одном. Слева изображенный корабль менее пострадал. У него пушки на трех ярусах.
«Меркурий» уступает им в размерах, количестве пушек, и в количестве мачт, а значит, и парусов. Но выигрывает в маневрировании. Он маленький, верткий. Может легко и быстро менять курсы. И пока турки развернут свои громадные фрегаты, матросы с «Меркурия» могут запросто бить им в борт, чтобы сделать пробоину.
На заднем плане картины видны очертания двух кораблей. Трудно сказать, чьи это корабли и в какую сторону они движутся. Небо затянуто черно-белыми тучами и клубами дыма от выстрелов, но не полностью. Солнце спереди освещает картину. Поэтому отчетливо видны белые паруса на всех трех кораблях. Они наполнены ветром.
Море не спокойно, идет небольшая волна по направлению к кораблям. Точно передан цвет моря. Оно не синее, не бирюзовое, а именно иссиня – черное с небольшими белыми барашками на гребнях волн.
Благодаря умелым и слаженным действиям командира и команды у турецких кораблей были повреждены основания самых больших мачт. Также у правого фрегата иссечены ядрами верхние паруса. «Меркурию» туда явно не достать. Значит, он получил их от своего левого собрата.
Бой закончился победой русского брига «Меркурия». Русские моряки воюют по-суворовски не числом, а умением. Картина очень показательна. Она наполнена патриотизмом и гордостью за Россию, российский флот и российских моряков.
Один из самых известных маринистов Иван Константинович Айвазовский является неповторимым и уникальным художником в области изображения водных стихий. Одной из лучших его работ считается картина «Буря», которая была написана в 1872
Историческое полотно, написанное в середине Великой Отечественной войны, выражает дух патриотизма, которым был проникнут русский народ в тяжелые периоды борьбы за свою независимость.
Пейзаж Тишина написан великим русским художником Исааком Левитаном в 1898 году. Картина относится к позднему периоду его творчества. В это время Исаак Левитан посвятил несколько своих произведений вечерним сумеркам
Пейзаж Золотая осень написана русским художником Исааком Левитаном в 1895 году. Золотистая гамма цветов привлекает внимание зрителя. Выбранные тёплые оттенки подчёркивают приход золотой осени
На картине И. С. Остроухова «Золотая осень» изображено прекрасное время года. Деревья уже переоделись в золотой наряд, но нет еще осенних дождей и промозглой погоды.