Одно название картины «Мартовский снег» дает понять зрителю, что речь пойдет о первом непредсказуемом месяце весны – марте. Этот месяц как – будто бы вселяет в человека надежду на скорое потепление, однако он еще не в силе полностью изгнать все зимние отголоски. Художник очень хорошо подметил тот момент, когда на слежавшемся за зиму снеге уже видны легкие проталины. А местами еще под ледяной корочкой снег ждет своей очереди, когда посильнее пригреет солнышко и он превратиться в ручеек. Можно сказать, что он доживает свои последние дни перед приходом тепла.
Глядя на картину взор останавливается на одной человеческой фигуре – это молодая девушка с коромыслом. Смотря на эту девушку, складывается такое впечатление, будто бы она и в правду передвигается по картине и идет к колодцу набрать воды. Художник не показывает зрителю ее лицо, однако можно сказать, что она очень красива. Ее фигура показывает, как она грациозна, пластична, высока и стройна. Даже в своем простом теплом полушубке и простой длинной юбке она выглядит очень привлекательно. Ее походка кажется неторопливой, но в то же время величественной.
Однако девушка не является главным героем картины. Главный герой все же снег, ведь неспроста холст имеет название «Мартовский снег». На этом холсте снег является своеобразной символикой уходящей зимы и приближающейся весны. Этот снег удивителен, своей цветовой гаммой истину, которой нельзя определить. В различных местах и цвет снега различен. Когда смотришь на передний план полотна, то видишь, что снег голубовато-розового оттека, а там где на снег ложится тень большого раскидистого дерева он голубой. На заднем плане полотна снег кажется белым. Снег – это такое удивительное, многоцветное чудо, что нельзя отвести глаз глядя на то, как он искрится и переливается. На картине не видно солнца, но его присутствие чувствуется именно благодаря оттенкам снега.
Стоя перед этой картиной зрителю кажется, что он сам находится там внутри, рядом с этой девушкой, на этом мартовском снеге. Хочется потрогать рукой этот еще не растаявший рыхлый снег, побыть там, где зима уже подходит к концу и в лучах весеннего солнца тает ее последний снег. Все люди и природа, очень рады приходу весны. А когда сойдет снег, у людей появятся новые заботы.
Основное место в картине занимает снег, - в тени, на солнце, почти растаявший и грязный, и тот, который еще не тронула весна солнечным теплом. Мы видим девушку с коромыслом и двумя ведрами, видим почти растаявшую тропу, ведущую к колодцу, несколько деревенских избушек в верхнем левом углу, несколько березок у домов и на первом плане справа. А сверху виднеется лес, черные стволы деревьев.
На первом плане справа мы видим ветки березки, – они уже не совсем голые, выглядит так, что на них вот-вот раскроются почки и появятся новые молодые листочки. Это дерево оставляет тень на снегу и по этой тени можно судить о его строении и форме. Автор картины как будто рисует сверху, сидя на этом самом дереве, на одной из его веток, как птица. Это удивительный ракурс. Лес сверху выглядит темным, еще не проснувшимся, но уставшим от долгой зимней спячки.
Тропинка под ногами девушки почти растаяла, ее цвет стал черным от месива грязи и мокрого снега. Немного поодаль стоит деревянный колодец, который утеплили построением без окон, напоминающим простую деревянную избу. Девушка хорошо одета, - на ней теплый платок и приталенный полушубок, теплая пышная зимняя юбка, ее руки сложно увидеть, - скорее всего, они в варежках. Девушка несет коромысла на левом плече, идет налегке, быстрой походкой. Это понятно по наклону ее туловища.
Цвета и оттенки снега теплые, от серо-голубого до почти синего, с розоватым оттенком. Видно, что снег подтаял, приобрел грязный оттенок, стал неровным, насыщенным влагой. Картина внушает предвкушение весеннего пробуждения, а девушка на картине во всей своей теплой зимней одежде оживляет это пробуждение и делает его еще более долгожданным.
Интересным на картине является практически полное отсутствие перспективы, которое автор специально дополнительно подчеркивает. Мы видим и следующие планы композиции и тропку, уходящую вдаль к бревенчатому дому, стоящему на окраине леса, но в действительности картина как будто плоская и для того чтобы ощутить глубину требуется слегка получше приглядеться, соотнести дом, который как бы над головой у девушки с ведрами с его подлинным положением.
На самом деле подобный прием совсем не говорит о неумении грабаря писать перспективу или чем-то подобном. Вероятнее всего, автор сознательно выбрал такой прием для того чтобы получить искомый эффект. Зарисовка становится своеобразной статичной открыткой, которая запечатлевает какой-то элемент из жизни, фиксирует нечто определенное.
Подобная перспектива является иконографической, характерной для русской православной традиции иконописи. Помимо этого такой тип перспективы также активно использовался в средневековом искусстве.
Этот интересный прием нередко использовался художниками и даже режиссерами. Если обратить наш взор к современности, то подобную перспективу мы увидим в некоторых кинофильмах Андрея Тарковского. В частности картина Андрей Рублев (где, кстати, тоже нередко используются кадры с подобными зарисовками деревень) представляет собой набор подобных кадров, которые во многом похожи именно на традиционную русскую иконопись.
Так для чего Грабарь использовал этот прием? Он фокусировал внимание зрителя на типичности этой картины, на изображении чего-то столь простого и универсального.
На самом деле в этом намерение автора подчеркнуть некоторую неземную красоту изображаемого вполне простого эпизода из повседневности. В картине отсутствует личность, тут просто типичная девушка, также и дома и остальные детали даны в минимальном количестве деталей, многое вообще будто размыто. Тем не менее формируется общее ощущение, которое представляет собой описание красоты мартовского снега, красоты деревни, а через такое и красоты жизни.
Автор как бы говорит своему зрителю: посмотрите эта жизнь священна, эта жизнь прекрасна. В своей обыденности и простоте мы видим нечто наподобие небесной красоты. Как красив этот фактурный снег, как красива тропка, речкой стекающая с пригорка, как красива палитра леса.
Картина также во многом напоминает работы импрессионистов, которые стремились запечатлеть не столько действительность, сколько ощущение от действительности и восприятие. Поэтому цвета и детали тут так размыты. И кажется буд-то изображениы эмоции автора в этот момент.
Пейзаж Игоря Грабаря под названием "Мартовский снег" изображает весенний день, еще полный зимнего холоду, в маленьком поселке. На переднем плане бежит за водой молодая девушка, несущая коромысло с двумя ведрами на одном плече. Хотя это март, зима все еще держится – девушка одета тепло: телогрейка, юбка до пола, и платок на голове.
На картине показаны несколько избушек и деревья без снега, готовые сбросить зиму. Но земля все еще укутана толстым слоем снега, и весна еще не пробудилась от холодного сна. Несмотря на прохладу, солнце уже начинает по-осеннему пригревать, снег становится рыхлым и ноздреватым, и дорожка уже почти полностью освобождена от снега. Тропинка ведет вдаль, девушке, спешащей за водой, предстоит еще долгий путь. Скоро начнет вечерять, деревья будут отбрасывать на тающий снег длинные синеватые тени.
Игорю Грабарю удалось поймать и передать тот неуловимый миг перехода дневного освещения в вечернее. В воздухе слышится звенящая тишина, кажется, что можно услышать скрип снега под ногами девушки, идущей с ведрами за водой. Картина написана очень легко и воздушно, так художник хотел передать еще невидимое, едва уловимое наступление весны. В каждой детали этого сельского пейзажа видно любовь Игоря Грабаря к русской деревне и сельской природе.
Первый месяц весны особенно переменчив. Он почти возвращает надежды скорого прихода тепла и немного облегчает зимнюю зиму своей тяжестью. Но вместе с этим он еще не способен окончательно избавиться от последствий зимы.
Художник Грабарь умело замечает тот момент, когда залежавшийся уже почти проплешинами и легкой ледяной корочкой снег в русской глубине живет свои последние дни.
В центре картины находится женщина, стремительно несущая на коромысле два ведра воды. С моей точки зрения, они наполнены водой, так как висят вниз и у женщины выражено напряжение и стремление выполнить свою задачу как можно скорее.
Атмосфера русского села отражена во всем: в одежде женщины – теплой телогрейке и удлиненной юбке, в домах, виднеющихся в дали, и широких просторах. Тропинка, по которой идет девушка, часто используется людьми из-за ее хорошо протоптанности.
Удаленность источника воды от места обитания – это серьезная проблема, которую мало кто сможет преодолеть, что указывает на то, что ее дом находится где-то рядом, за пределами изображенной картины. Это объясняется тем, что бегать за водой несколько раз в день и преодолевать пару километров – это потерять силы зря.
Лес и деревья вокруг являются признаком залегания воды на приемлемой глубине.
Серое уныние большинства зимних дней служит ярким контрастом для скорого весеннего возрождения природы. Художник искусно использует игру света на снегу в ближнем плане, показывая тень высокого и разлогого дерева на снегу – это дает читателю понимание о том, что на улице погода солнечная, но все еще прохладная.
Основной чувственный посыл художника заключается в целостности образа мартовского воздуха, наполненного солнцем и прохладой не успевшего еще растаять снега. Помните, как играет кровь после суровой зимы? Солнце греет не просто светит, дышать можно полной грудью, все кажется лучше, чище, светлее и роднее!
Русский художник Волков Ефим, является довольно незаурядным мастером холста и кисти. Его работы по - своему всегда выходили уникальными. Сам художник родился в городе Петербург в 1844 году.
Константин Коровин – великолепный художник 19 века. Главной его целью было передать красоту окружающего мира.
Картина «Заросший пруд» написана талантливым российским художником Василием Поленовым. В его полотне преобладают все оттенки зеленого цвета. Когда картина вышла в свет, он заявил
Многочисленные свои работы художник посвящал сирени, о которых свидетельствует многочисленные натюрморты. В центре картины изображена плетеная корзина, в которую помещен великолепный букет сирени.
Картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» посвящена церковному расколу в России. Боярыня не приняла нового крещения тремя перстами, и ее везут в острог.