В каждом веке есть свои гении, свои творцы. Но не каждый такой гений, тем более гений художественного творчества становится идеалом для современников и последователей. Не у каждого художника работы стали ценностью, культурным наследием, а само творчество – бесценным кладом вне времени и вне пространства.
Таким мастером кисти – вне времени и народов, стал Архип Иванович Куинджи. Это удивительный автор удивительных произведений 19 века.
Большая часть работ Куинджи – пейзажи. Но, не просто пейзажи, отображающие красоту природы, это изображение игры света. Архипа Ивановича так и называли – мастер света. Куинджи, как художник света, мастерски справлялся со всеми оттенками, световыми волнами, тенью, передавая зрителю все очарование, силу, таинство или иллюзию света. Зритель в картинах этого автора видел именно то чувство, те эмоции, которые автор с помощью кисти-света, передавал.
Картины Куинджи притягивают не только игрой света, но и магнетизмом композиции, гармоничностью сюжета.
Самые простые виды, которые обыватель видит за окном, или прогуливаясь на природе, художник подает как величественное дыхание волшебства («Осенняя распутица», «Степь в цвету», «На острове Валам»). Названия его картин всегда простые и емкие, отображающие впечатления автора от увиденного в реальности: «Крым», «Кавказ», «Днепр».
Куинджи, жизнь которого окутана загадками и легендами, пишет картины максимально приближенные к реальности, отображающие его внутренний мир, отображая то, что он видит или видел собственными глазами.
По датам написания тех или иных работ мастера, можно проследить и его биографию. Так, проведя лето на ладожском озере и острове Валаам, в 1872 и 1873 годах появляются картины: «Ладожское озеро», «Остров Валаам».
Куинджи, один из тех немногих художников, чье творчество стало популярно еще при жизни. Уже в 70-х годах 19 века, мастер света – самый популярный автор работ на передвижных выставках. А в 1875 году его принимают в члены Товарищества передвижных художественных выставок.
В 1910 году закончилась жизнь художника, но не жизнь его творчества и картин, полных света и магнетизма.
Слава Архипа Куинджи пришла не сразу: он был учеником Ивана Айвазовского и вольнослушателем Академии художеств, но стал одним из самых известных художников своего времени, его работы покупали коллекционеры и члены императорской семьи. Его картины на выставках создавали огромные очереди.
Архип Куинджи родился в Мариуполе в семье сапожника. Точный год его рождения неизвестен из-за различных дат, указанных в документах от 1840 до 1843 года, но чаще всего считается 1842 годом. Его дядя и тетя воспитывали мальчика после смерти родителей.
Архип учился греческой грамматике у учителя-грека и посещал городское училище. Его товарищи вспоминали, что учился он плохо, но с ранних лет любил рисовать. Он рисовал повсюду: на обрывках бумаги, заборах и стенах.
Семья была бедна, поэтому Архипу приходилось много работать уже с детства. Он пас гусей, служил у подрядчика или работал у торговца хлебом. Хлеботорговец посоветовал ему поехать в Крым и поступить в ученики к Ивану Айвазовскому.
Первые уроки живописи Архип получил от молодого родственника Айвазовского — Адольфа Фесслера, который гостил у живописца. Возвращаясь из Феодосии, начинающий художник стал работать ретушером в фотостудиях: сначала в Мариуполе, затем в Одессе и в 1860-е годы — в Таганроге.
В 1865 году Архип приехал в Санкт-Петербург для поступления в Академию художеств. Он стал вольнослушателем только после третьей попытки, когда написал полотно «Татарская сакля в Крыму».
В Академии он познакомился с Ильей Репиным и Иваном Крамским. Увлеченный их идеями, Архип создавал мрачноватые картины: «Осенняя распутица», «Забытая деревня», «Чумацкий тракт в Мариуполе». Они имели большой успех на выставках и стали отражением основных принципов передвижников.