Кустодиев

Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) - известный русский художник и график. Родился в Астрахани в семье преподавателя духовной гимназии.  Впервые проявил интерес к живописи в пятилетнем возрасте.

Первым его наставником был астраханский художник Павел Алексеевич Власов. Позднее Борис Михайлович продолжил свое обучение в Петербургской Академии Живописи, где его учителем стал известный художник Илья Ефимович Репин.  Окончил академию Кустодиев с отличием и получил возможность продолжить свое обучение за границей.

По возращению из Европы Борис Кустодиев очень усердно работает. В начале своего творческого пути он прославился как талантливый портретист.  Художником были написаны портреты великих людей: Федора Шаляпина (1921 г.), Ивана Билибина (1901 г.), Николая Рериха (1913г) и др.

Позже Кустодиев выработал свой уникальный стиль – портрет-картина или портрет-пейзаж, в котором он органично связывал человека с окружающей средой или внутренним убранством интерьера. «Гуляние на Волге» (1909 г.), «Ярмарка» (1906 г.), «В старом Суздале» (1914 г.), «Масленица» (1916 г.), «Балаганы» (1917 г.) – все эти полотна полны ярких красок, веселья и солнца. Зрелищные картины помогают раскрыть характер русского человека через его колоритный быт. На основе реальной жизни художник смог воссоздать красивую сказку о провинциальной жизни русского народа.

Особое место в творчестве Бориса Кустодиева занимает образ красавицы купчихи. «Купчиха за чаем» (1918, 1919, 1923 гг.), «Купчиха у окна» (1923 г.), «Красавица» (1915 г.), «Купчиха с покупками» (1920 г.) – это лишь немногие из его женских портретов, целью которых было создание собирательного образы женской красоты. Он изображал их множество раз – на природе и в богатых купеческих домах, в красивых нарядах и нагими. На всех полотнах художник неизменно восхищается статной русской красавицей, пышущей здоровьем.

Несмотря на прогрессирующие проблемы со здоровьем, художник продолжал работать над картинами до конца своих дней. Кустодиев умер 26 мая 1927 года. Своему оригинальному стилю написания он не изменил, последние его картины наполнены жизнелюбием, светом и трепетной любовью к русскому народу и его быту.