Если несведущий в истории России человек посмотрит на эту громадную картину (ведь площадь её 40 кв.м.), то он сразу ничего не поймёт. Картина, по цвету, какая-то блеклая, не яркая. Ничем не привлекает.
Понятно, что это историческое полотно. На горе каменная крепость, а чуть пониже оборонительный сруб. Одежда на людях из средневековья и толпа на склоне – это люди русские. И только узнав название картины, понимаешь, о чём здесь идёт речь.
Козьма Минин обращается к нижегородцам с пламенной речью, призывая слушателей собрать средства для организации похода на Москву, чтобы выбить оттуда поляков. Проходило это народное собрание (вече) в 1611 году. Оказывается, что и в те времена без финансов нельзя было решить ни одной проблемы. Вот Минин и призывал людей разных сословий, «скинуться», как сейчас говорят, для святого дела – обороны Отечества.
Картина создавалась художником несколько лет и была закончена в1896 году. Полотно действительно громадное и его создание можно считать творческим подвигом художника, который прославился, в основном, как портретист.
Кто-то наверно подсчитал, какое количество людей на нём изображено, но известно, что художник сделал более сотни эскизов (портретов) с современных ему нижегородцев, которые перенёс затем на фундаментальное полотно. Вдобавок его персонажей надо было нарядить в одежду того времени. Так ли одевались люди того времени не известно, но эффект древности был достигнут.
По одежде собравшегося народа можно судить об их имущественном положении. Здесь есть и богатые купцы, и дворяне, и рыночные торговцы, рабочий люд, крестьяне, молодые девушки и зажиточные люди. Художник старался показать, что этот исторический факт был общенациональным деянием. Ему это удалось.
Картина и после её первой презентации вызвала, и сейчас вызывает, много споров. А если рядом с ней разместить другие полотна Маковского, то она будет смотреться, как творение другого человека. Люди на ней прописаны прекрасно, а сцена действия неудачно исполнена. Не хватает в ней воздуха. Некоторые критики объясняют это тем, что художник никогда не писал картины с открытым пространством.
Почему Маковский взялся за этот сюжет, критики объясняют модной тенденцией тех времён, писать исторические, наполненные пафосом и патриотизмом полотна.
На данной картине в центральной части мы видим сидящего мальчика с собакой. Они очень композиционно и равноценно написаны. Мальчик одет в серые брюки, сандалии и в синюю футболку.
На картине изображен зайчишка, который спасается от паводка. Он еще не успел сменить зимнюю шубку на весеннюю. Стихия застала его врасплох. Скорее всего, ни о чем не подозревавшее животное, спокойно спало своей тесной
Картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» посвящена церковному расколу в России. Боярыня не приняла нового крещения тремя перстами, и ее везут в острог.
Айвазовский любил море. Причём, он писал картины не с натуры, а в мастерской, по памяти. Но от этого они не становятся хуже. Они так точно передают все детали, что похожи на фотографию.
Картина исполнена в приятных и нежных, для взгляда тонах. Главным персонажем полотна является девочка. На вид ей восемь-десять лет. Она сидит в парке, на деревянной скамейке, которая уже немного сломана.