Маковский Владимир появился на свет в Москве, в семье любителя живописи и основателя Московского художественного училища Егора Ивановича Маковского, 7 февраля 1846. Два брата Николай и Константин, и сестра Александра, стали знаменитыми живописцами, а младшая Мария - певицей. Владимир закончил Московское училище живописи, скульптуры и архитектуры в 1866.
С 1972 стал участником Товарищества художественных передвижных выставок. 1873 - Академия художеств произвела Маковского в академики за полотно «Любители соловьев».
Живопись Маковского определялась постоянным юмором, а также откровенной иронией и сатирой. В 70-е его картины занимали мещане, купцы, бедняки. Полотна «Варят варенье» и «Друзья - приятели» изображают бытовые, жанровые сцены, где настроение тонко продумано с юмором.
Художника интересует общественная тематика. В картинах: «Посещение бедных» 1874, «Благодетель» 1874, «Ожидание» 1875, «Осужденный» 1879, он критикует фальшивое сочувствие аристократии к беднякам и подчеркивает давление и преследование царской жандармерией.
В жанре портрета Маковский проявил себя как проницательный психолог. Внушительные портреты написаны в 80-90-х: Д.А.Ровинского 1894, И.М.Прянишникова 1883, Е.С.Сорокина 1891, И.Е. Цветкова 1890.
В 80-е годы, во времена русской «демократической» живописи, Маковский создал сокровенные работы. Некоторые из величайших картин Маковского этого периода: «Оправданная» 1882, «В четыре руки» 1880, «В приемной» 1884 и «Крах Банка» 1881. Это было время расцвета художника, в последней картине описан случай, когда вкладчики устремились в банк в надежде спасти свои сбережения, не понимая, что такой наглый грабеж возможен. Композиционно картина достоверно передает панику толпы. Художник филигранно изобразил в лицах, жестах и позах реакции людей на тупиковую ситуацию: отчаяние, горе, гнев.
С конца 1880-х годов работы Маковского становятся более мрачными. Кульминационные полотна этого периода: «Вы не должны идти» 1892 и «На бульваре» 1888. С 1894 году Маковский - ректор подготовительной школы Академии художеств.
Из живописных полотен позднего периода известны «Приход учителя» и «Вечеринка». Здесь ярко показаны страстные прения, которые кипели в 90-х годах среди интеллигентов, симпатизирующих революционным настроениям.
После первой русской революции им написан шедевр «9 января 1905 года. Васильевский остров», где он изображает вооруженных жандармов, стреляющих в беззащитных людей. В другой картине «Ходынка», рассказано о церемонии коронации в 1896 Николая II, во время которой погибли тысячи человек. Художник стоял на стороне угнетенных людей.
Маковский - превосходный рисовальщик. Это подтверждают «московские типы», «Беседа», «Портрет А.К. Саврасова», акварель «Любитель древности». Он также иллюстрировал русских писателей: Пушкина, Гоголя, Тургенева, Толстого.
Революция 1917 года застала Маковского уже в преклонных летах. 21 февраля 1920 года художник умер.
Владимир Маковский (годы жизни 1846-1920) является русским художником-передвижником, одним из известных живописцев и графиков.
Будущий художник появляется на свет в творческой московской семье, глава которой является основателем художественного училища, поэтому с раннего детства мальчик воспитывается в атмосфере искусства и литературы, а также начинает увлекаться изобразительным искусством.
Своеобразие творчества художника заключается в его мастерстве изображения картины, представляющейся новеллой, относящейся к бытовому жанру, поэтому героями работ мастера становятся обыкновенные и легко узнаваемые люди в лице купцов, чиновников, рабочих, крестьян, солдат, мещан, приказчиков, жандармов и заключенных. При этом художник характеризуется стремлением к правдивому изображению жизни, поэтому всегда выступает против авангардизма и академизма, поскольку считает их искажающими реальную действительность.
В творческом наследии художника имеется работа, написанная по сюжету тургеневской повести, за которую автор удостаивается золотой медали. Акварельные рисунки и наброски художника характеризуются острыми социальными направлениями, отличаясь точностью, внимательностью, гибкостью, свободой, вдумчивостью и предельной добросовестностью.
Художник постоянно находится в поиске характерных образов для своих работ, поэтому регулярно наведывается в богадельни, нищие районы города, базары, помимо посещения им великосветских балов и театральных постановок.
Отличительной особенностью работ художника является их трогательная правдивость, и также включение в них обезоруживающей искренности идейного смысла, воспринимаемого зрителем в качестве собственного мнения. Среди картин художника выделяются и поэтические работы, и злободневные сюжеты, и философские притчи. Кроме того, все работы художника являются точной передачей бытовых особенностей того исторического периода времени с использованием автором разнообразных сюжетов и историй.
Творческое наследие художника является типичным образцом искусства живописцев-передвижников, поэтому сам автор представляет собой мастера жанрового изобразительного искусства. Творчество художника во многом отражает заботы и радости маленького человека, при этом существуют работы мастера, являющиеся выражением проблем русского народа.
Сын известного деятеля искусств Е. И. Маковского, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Его мать — Любовь Корнилиевна Моленгауэр. Младший брат Константина Егоровича Маковского.
Квартира Маковских находилась на набережной Москвы-реки с видом на Кремль. В доме отца собирались известные люди — Глинка, Гоголь, Щепкин, Брюллов, Тропинин… Устраивались литературные, рисовальные и музыкальные вечера. В семье было пятеро детей — старшая дочь Александра, сыновья Константин, Николай, Владимир и младшая дочь Мария. Они стали известными художниками, а Мария — певицей. От матери Владимир унаследовал красивый голос, учился играть на гитаре и скрипке, довольно рано начал рисовать. Первые уроки изобразительного искусства Маковский брал у В. А. Тропинина. В пятнадцать лет он написал жанровую картину «Мальчик, продающий квас» (1861).
С 1861 по 1866 год учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у продолжателя венециановской школы С. К. Зарянко и Е. С. Сорокина. Училище Владимир окончил с серебряной медалью и званием классного художника III степени за работу «Литературное чтение»[6].
В 1869 году за картину «Крестьянские мальчики стерегут лошадей» Маковский получил звание классного художника первой степени и золотую медаль имени Виже-Лебрен за экспрессию. С рождением в 1869 году первого ребёнка, сына Александра, у Маковского проявляется интерес к детской тематике («Крестьянские мальчики», «Пастушки», «Ночное», «Возвращение с ночного»). Картина «Игра в бабки» стала первой картиной Маковского, купленной П. М. Третьяковым для своей галереи, что означало признание его как художника.
В 1872 году он стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. С самого начала был одним из наиболее деятельных членов Товарищества, участвовал почти во всех выставках, а с 1874 года его избрали членом правления.
В 1873 году за картину «Любители соловьев» Маковский был произведён Академией художеств в академики. Картина была выставлена на Всемирной выставке в Вене, где привлекла всеобщее внимание. Фёдор Достоевский писал о ней: «…если нам есть чем-нибудь погордиться, что-нибудь показать, то уж, конечно, из нашего жанра… в этих маленьких картинках и-»