Сочинение по картине Нестерова Видение отроку Варфоломею 7, 8, 9 класс

Видение отроку Варфоломею

Глядя на полотно М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею», зритель невольно оказывается на просторах красивой русской природы. Бескрайняя даль полей, плавно перетекающая в тусклый небосвод, окаймлена с двух сторон густой полосой леса. На фоне явно видна старенькая церквушка, нежно-голубые главки которой устремлены в небо. Присмотревшись, можно увидеть и почерневшие от времени ветхие избушки, которые лишь дополняют тихий пейзаж.

Цветовая гамма ясно говорит о том, что на картине изображена ранняя осень, когда деревья надевают желтый наряд и только несколько верхушек елей выделяются на фоне однородного массива своей темной зеленью. Созревшие колосья на распаханном вдали поле как будто припадают к земле под порывом пока еще не холодного ветра. Трава под ногами явно пожухла и потеряла свой яркий цвет, став более желтой, с оттенками коричневого. Довольно широкая полоса дороги, ведущей в деревню, имеет голубые вкрапления – скорее всего, лужи, оставленные дождями. Небо явно затянуто тучами и потеряло свою прежнюю синеву: лишь одна голубая лента на фоне светлого серо-желтого полотна пересекает небесный свод своей ясностью.

На переднем плане, на возвышении холма, стоят две фигуры, которые и являются центральными объектами картины. Один из них – светловолосый юноша – стоит перед благообразным старцем, молитвенно сложив руки и смотря на него светлыми голубыми глазами, в которых застыла немая просьба научить его понимать грамоту. Варфоломей одет в простую светлую крестьянскую рубаху, подпоясанную красной веревочкой, просторные темные штаны и сафьяновые сапоги. Его образ как будто наполнен внутренним светом, чистотой детской души и искренностью в каждом жесте.

Напротив мальчика стоит чуть склоненный седобородый монах. Он облачен в черное длинное одеяние, а его лицо скрыто капюшоном. Инок открывает жилистыми руками небольшой ларчик, видимо, желая, что-то отдать отроку. От старца веет какой-то таинственной святостью, мудростью: не зря он стоит на фоне дуба, который символизирует силу и твердость духа.

В целом, картина очень гармонична, каждая деталь дополняет ее целостность. Смотря на нее, возникает чувство сопричастности той сцене, что изображена.

Сочинение описание картины Видение отроку Варфоломею

На картине Нестерова важное значение имеет пейзаж. Он насыщен желтым цветом, что указывает на осеннее время года. Погода выглядит солнечной, теплой, хотя самого солнца автор не изобразил. Небо окрашено в бледно-голубой цвет, а на его фоне ярко выделяются и, словно васильки на лугу, тянутся кверху ярко-голубые купола старой деревянной церкви. Неподалеку от церкви расположились огороды. К ней тянется узенькая тропинка, справа от которой простирается засеянное поле.

На заднем плане виднеется небольшое поселение, а за ним во всю ширь растянулись бескрайние просторы. Справа и слева по краям полотна изображены густые леса, благодаря чему картина приобретает дополнительную глубину.  По левому краю извилистой лентой пробегает небольшая речушка.

На первом плане изображены главные герои произведения – отрок Варфоломей и старец. Лицу мальчика автор придал трепетное печальное выражение, при этом взгляд его, обращенный к мудрому старцу, наполнен восхищением и чутким вниманием. Ребенок очень худой, что особенно подчеркивает тонкое личико и небольшие синяки под глазами. Руки у мальчика сложены вместе как если бы он молился. Одеяние мальчика очень простое – обычная крестьянская одежда, при этом она чистая и светлая, как душа ребенка, который ее носит. Также, словно повторяя образ юного отрока, рядом растет тоненькая березка и здесь же стоит маленькая сосенка. Они символизируют собой молодость и беззащитность.

Напротив мальчика стоит, слегка согнувшись, старец. Он чувствует великое предназначение отрока. Его лицо скрыто капюшоном, цвет и форма которого напоминает виднеющиеся вдали церковные купола. Сам старик облачен в длинное одеяние – черный плащ, который покрывает синяя накидка с красным крестом. О возрасте человека говорит седая борода, часть которой видна из-под капюшона. Старого мудреца озаряет святой нимб, растворяющийся на фоне желтеющего пейзажа. В больших усталых руках – ларчик с просфорой. Пришелец стоит рядом с высоким крепким дубом, который своим возрастом, крепостью и мудростью как бы олицетворяет самого старца.

Картина позволяет ощутить настоящий простор, пейзаж реалистичен, но в то же время в образах героев наблюдается элемент сказочности. Вокруг ощущается полнейшая тишина, а на душе становится немного грустно, но все же хорошо и спокойно.

3 вариант

Михаил Нестеров любил не только рисовать, но и думать о философии и религии. Он создавал много картин для церквей до того, как пришла советская власть.

Нестеров написал серию картин про Сергия Радонежского, который многие считали основателем русской духовности и началом наших церквей.

Один из самых известных его работ — это картина "Видение Варфоломея". Художник рисовал главного героя с натуры, но позировала ему девочка. Пейзаж на картине он нарисовал в деревне Абрамцево и старался сделать его очень похожим на реальность.

Сюжет картины основан на легенде. Молодой Варфоломей не мог читать и писать, но однажды, когда он искал потерянных жеребят, к нему пришел святой старец под дубом. Варфоломей попросил помочь узнать грамоту, а старец дал ему кусочек просфоры и помог учиться читать Священное Писание. Потом Варфоломей стал монахом и известен как Сергий Радонежский.

На картине изображено красивое русское поле с холмами и деревьями. Варфоломей похож на маленькую березку, а старец — на большой старый дуб. Он держит ковчег наподобие храма, который основал Сергий Радонежский.

Варфоломей кажется немного бледным от удивления, но он внимательно слушает старца и повторяет молитву. Сцена запечатлена в тихом осеннем пейзаже с маленькой церковкой поблизости.

За спиной Варфоломея — маленькая березка, а старец стоит под старым дубом. Это символ передачи знаний от одного поколения к другому. Светлая молодость и мудрость старины соединены в этой картине.

На заднем плане видна обычная деревня с огороженными участками, а Сергий Радонежский изображен так, чтобы внимание не отвлекалось от Варфоломея. Художник подчеркивает его позу и выражение лица."

Описание для 7, 8, 9 класса

На картине Николая Нестерова изображён мальчик Варфоломей, стоящий перед старцем. Мальчик одет в белую рубашку и синие штаны с красными сапогами, ему примерно десять лет. У него русые волосы, карие глаза и бледное лицо. Он сложил руки в молитве, и его взгляд показывает, что он хочет учиться грамоте.

Старец одет в тёмное монашеское платье с синей накидкой на груди и красными крестами. Его волосы под капюшоном белые, и видны его старые руки с лариком с просфорой. Над головой старца виден нимб, который показывает его святость.

На картине осень, трава пожелтела, а деревья стали золотистыми и оранжевыми. Слева стоит большой дуб, справа - маленькая сосна. Рядом с мальчиком растёт ещё одна сосна, указывающая на его молодой возраст.

За главными героями виден красивый пейзаж: поля, луга, огороды и леса. Слева течет речка, за ней холм с разнообразными деревьями. Вдали видна старая красная церковь и маленькая деревня.

Автор картины показывает, как святой Сергий Радонежский получил благословение Бога в детстве у старца. На фоне карты изображена природа России, что символизирует близость художника к идеям Сергия Радонежского о единении русского народа.

Картина передаёт образец веры и стремления к знаниям в юности, а также важность духовного просвещения. Она показывает, как святые люди могут вдохновлять и учить других уже с малых лет, даря им силу и мужество.

Описание настроения картины Видение отроку Варфоломею

Чувства картины Видение отроку Варфоломею

Популярные сегодня темы