Картина И. Репина "Бурлаки на Волге" признана самой народной картиной эпохи, в которую писал художник.
Центральное место на полотне занимают бурлаки, которые тянут тяжелую баржу. Бурлаков 11 человек. Они выстроены по парам, трое последних бурлаков идут по одному. Руки у бурлаков опущены вниз. На плечи каждому накинута широкая черная лямка. У всех бурлаков загорелые, почти черные лица и руки. У них темная, ветхая одежда. У каждого видны дыры на одежде. На ногах у бурлаков одеты лапти. Третий бурлак в связке наклонился больше всех. На плече у него большая прореха, на которую давит лямка. За ним стоит высокий парень, который поправляет лямку. Этот парень, скорее всего недавно в этой команде. Руки у него загорели меньше всех, проглядывает светлая кожа через прорехи в рубахе. Лоб тоже светлый. Одет парень в красную рубаху и серые штаны.
Волосы и бороды у бурлаков отросшие и видно, что они давно не стриглись. Головы покрыты не у всех бурлаков. Во второй паре идет бурлак в синей рубашке и высокой шляпе. Он курит трубку. Самый последний бурлак безвольно наклонился вперед. Лица его не видно. Он сильно устал и уже не может тянуть баржу.
На барже, которую тянут бурлаки, стоят два человека. На верхушке мачты развивается флаг сине – белого цвета. Мачта высокая. Паруса собраны. От мачты к носу и корме протянуты тросы. По тому, как просело судно, можно сказать, что на барже большой груз. На противоположной стороне плывет баржа под парусами, значит, она плывет по течению. Далеко на горизонте виден плывущий корабль, из трубы идет дым.
Волга - широкая река. Противоположные берега просматриваются с трудом. Вода в реке голубого цвета с зелеными разводами. Небо над Волгой ярко – синего цвета, слегка подернутое облаками. Солнца не видно, но скорее всего на реке жарко. Песок раскален и выглядит ярко – желтого цвета. На песке лежат сухие коряги, скелет животного и предмет прямоугольной формы. Берег реки неровный, видны небольшие овраги и лиманы.
Бурлакам не приходится выбирать дорогу. Они идут и по суше и по воде.
Репин Илья Ефимович – русский художник, человек академической среды, имеет работы различных жанров. Полотна Репина освещают наиболее острые социальные проблемы своего времени. Проработка фона и внимание к мелочам позволили художнику стать одним из наиболее известных деятелей искусства конца XIX-начала XX столетий.
Одним из ярких примеров является картина «Бурлаки на Волге». Символизм полотна прослеживается на всех его уровнях. Основу центральной композиции занимают несчастные бурлаки, на плечи которых легло бремя тяжелейшего физического труда. Одним своим видом узники выражают тоску и отчаяние. Лохмотья вместо привычной одежды, выжженная солнцем кожа указывают на тяжкое бремя зависимых слоёв населения. Под палящими лучами солнца бурлаки вынуждены тащить на себе многотонный корабль. Картина не ставила целью вызвать жалость к нелёгкой судьбе несчастных, она скорее обращала внимание на проблему крепостничества в целом. Бурлаки выступают символом крепостных крестьян. В качестве указания на непосильное бремя выбрано огромное судно. Оно заключает в себе различного рода помещиков и крепостников, а также грабительские налоги и поборы, которые должны были нести крестьяне как зависимое население.
В лицах бурлаков сочетаются разные эмоции. Одни смирились со своей участью и молча несут свой крест. Многие искусствоведы видят в картине библейские мотивы. В остальных лицах можно прочитать ненависть и злобу от сурового отношения и тяжелых условий содержания.
Репину удалось в полной мере передать реалистичность ситуации. Водная гладь, за счёт умелого использования мазков и гаммы цветов, получила живое воплощение. Художник также не обошёл стороной отражение и тени, что также придаёт картине некоторый колорит. Задний план продуман до последних мелочей. Чёткое изображение огромного судна, величественно падающая тень от него передают внушительность размеров корабля, хотя на полотне оно представлено вдали от взора наблюдателя. Яркое представление всех деталей в картине позволяет перенестись в сюжет и создать ощущение непосредственного участия.
Острота проблемы крепостничества волновала многих мыслителей, писателей и критиков. Не остались в стороне и деятели искусства. Одним из таких людей был Илья Ефимович Репин, который в своей работе создал настоящий образ зависимых бурлаков. Картина добилась высоких оценок своих современников также благодаря композиционной стройности. Социальная проблема вместе с эстетической составляющей, вложенной автором производит сильное впечатление и вызывает множество противоречивых эмоций.
4, 5, 6, 9, 10 класс
Картина Птичьи враги была написана в 1887 году. Художник, родившийся в семье крестьян, изобразил трех крестьянских мальчиков ранним утром. Как только солнце встало над горизонтом
А.Я.Головин - истинный мастер своего дела, как нельзя лучше выходили из под руки мастера именно натюрморты. Не исключением стала и картина «Цветы в вазе».
На картине изображен зимний город прошлого века, когда катки заливали на улицах и во дворах домов. Нарисованные дома многообразны. Здесь и покосившаяся одноэтажная конструкция слева и маленький домик вблизи голых деревьев
В сердце каждого человека, всегда найдется место для памяти и любви, к своей малой родине и в каком далеком краю мы бы не были, но всплывшие в памяти образы родного дома всегда вызывают трепетные чувства
Эта картина была написана для святой церкви, в основу был положен библейский сюжет. По своим размерам она огромная, почти три метра в длину и два метра в ширину.