В основу картины положено реальное историческое событие. Турецкий султан прислал казакам в Запорожскую Сечь письмо, в котором предлагал им сдаться и перейти к нему на службу. Казаки прочитали письмо, и вдоволь посмеялись над султаном, решили написать ему достойный ответ. Этот момент изображен на картине.
Где-то в степи был разбит казацкий городок. Видны дымы от костров, стоят шатры, в небо устремлены казацкие пики, воткнутые в землю. Посреди картины изображен большой деревянный стол. Вокруг него собралась ватага казаков, примерно двадцать человек.
Мужчина в черном одеянии с белым воротником наклонил голову влево. Его темная голова с волосами выдает в нем писаря или дьяка. У остальных казаков головы побриты налысо, лишь оставлен длинный чуб. В руке он держит перо и что-то пишет на белом листе бумаги. В отличие от других казаков, его лицо серьезно. Ему доверили такое важное дело. Остальные казаки, видимо, не умеют писать. Они лишь вставляют свои едкие замечания и откровенно хохочут во всё горло.
Громче всех смеется толстый казак в красном одеянии. Он держится руками за живот. У него пышные усы и борода. С левой стороны к поясу прицеплена изогнутая казацкая сабля. Прямо за спиной писаря стоят три казака. Они через его голову пытаются посмотреть, что он пишет. Эта троица не улыбается. Видимо, у них с турками свои счеты.
С левой стороны стола на деревянной лавке сидит раздетый казак. Его голый торс резко контрастирует с остальными одетыми казаками. У него на правом боку тоже сабля. Даже во время отдыха казаки не расстаются с оружием. На коленях лежит лютня. По всей видимости, идея написать ответное письмо родилась стихийно. Быстро на столе расчистили место, отодвинули чарки с вином и игральные кости. Разыскали писаря и усадили за стол.
Рядом с полуголым казаком сидит казак в красной шапке. При каждом взрыве хохота он бьет соседа справа по спине кулаком. За спинами сидящих собралась пестрая толпа казаков. У одного видна кровь на перебинтованной голове. Другой поднял к небу руки. В одной руке зажата шапка. Слева возле раненого казака изображены еще двое. Они реагируют спокойно, лишь улыбаются.
К нам спиной стоит чубатый казак в накинутом на плече тулупе и красных сапогах. Он повернул голову вправо. Возможно, объясняет подошедшему казаку, чем они тут занимаются. Прямо в центре картины казак от смеха завалился на бочку с вином. У него на поясе тоже прицеплена сабля. Всё-таки интересно, что же казаки написали в своем письме?
Картина «Запорожцы, пишущие письмо…» можно смело называть самой известной работой художника. Русский художники часто брали за основу своих картин героические мотивы. На написание данной картины у знаменитого художника Репина ушло много труда и времени. Картина выражает любовь людей к свободе, силу духа казаков. Работа была готова в 1878-1891 году.
Казаки боролись с турецкими войсками, которые убивали их женщин и детей или пленили их с дальнейшей продажей в рабство, палили села и города. Этим воспользовался художник для того, чтоб максимально правдиво перенести на полотно отважных запорожцев и показать их волю к независимости и свободе.
Существует версия, но это скорей легенда, что художник якобы слышал или ему кто-то пересказал содержание письма казаков, которые писали ответ султану на его письмо. После этого у Репина сразу появилось желание написать данную картину, он прям загорелся. Немногие художники так серьезно относятся к своим работам как Репин. Он едет в Украину и посещает Сечь, которая является кузницей сильных духом и телом казаков. Только после этого он основательно взялся за написание картины.
Немалая группа запорожцев окружила старый и грубый стол, а за ним сидит писарь, который пишет то, что ему диктуют казаки. Атмосфера в картине наполнена весельем и позитивом. Если приглядеться на каждого запорожца, то нет ни одного грустного и мрачного человека, почти каждый не может сдержать свой смех. Репин смело наделяет картину яркими красками, которые преобладают над остальными оттенками. Смотря на казаков и обстановку складывается впечатление, что Репин пытался изобразить всего лишь смех, но все гораздо глубже и сложнее, чем кажется при первых секундах просмотра данной картины.
Атмосфера оживленности картины передана мастерски. Каждый из запорожцев находится в каком-то движении, один казак согнулся, другой смеется, при этом зазывает других товарищей подойти поближе. Картина наполнена множеством деталей, которые видно не сразу, но если приглядеться, то можно окунуться в произведение. Художник четко рассчитал пространство и глядя на картину не нужно ничего додумывать, вся суть и идея сразу поглощают.
Очень символично автор изобразил на заднем плане казацкую лодку «чайку», которая качается на Днепре. Репин максимально душевно показал волю и дух Сечи, войны которой готовы на все ради своей свободы.
На картине Михаила Сатарова Лесная прохлада зритель видит летний лес и мелкую речушку или ручей, на правом берегу которого пятнистая лошадь, склонив голову, пьет текущую воду.
Для того чтобы передать мощь стихии довольно действенным приемом выглядит сравнение ничтожности человека перед мощью этой стихии и Айвазовский пользуется таким способом в картине Буря на Северном море
На данном полотне художник изобразил Мари Константиновна Олив. Данная дама известная в широких кругах населения меценатка. Она была родственницей Мамонтова. Мари Константиновна приходилась ему двоюродной племянницей.
Зинаида Евгеньевна Серебрякова в настоящий момент является одной из великих женщин в истории русской живописи. Она была рождена в семье архитекторов и художников, что послужило первым шагом по её творческому пути
При первом взгляде на картину Василия Андреевича Тропинина, мы видим молодую девушку на сером фоне. На самом деле все его картины написаны об окружающем мире людей.