На полотне Алексея Саврасова изображен простой, непримечательный пейзаж русской природы, показанный во время распутицы. В нижней части картины находится фрагмент проселочной дороги размытой дождем. Рядом с уходящей вглубь дорогой растет ряд небольших ив. Слева от дороги зеленеет трава, справа возвышается земляная насыпь. Проселок, разбитый дождем, поблескивает гладью канавок, заполненных водой. В лужах отражается небо и солнечный свет, отчего часть поверхности дороги кажется зеркальной. Вдали разливается золотой рекой пшеничное поле. Линия горизонта соединяет бледно-лиловые небеса с желтыми оттенками поля. Автор совершил переход, использую приглушенные краски.
Небо на картине заслуживает отдельного описания. Оно занимает большую часть полотна. Светло-голубой простор с белыми облаками и тучами оттенков сирени. Судя по всему, тучи скоро рассеются, солнце робко сияет скрытым светом сквозь них. Две едва заметные птицы совершают полет по бескрайней глади розоватых небес.
Картина состоит из оттенков коричневого, золотистого, голубого, серебристого, сиреневого и зеленого.
Художник изобразил загадочное время суток – то ли это день, испорченный непогодой, то ли сумерки закатного солнца. Скорее всего, на картине самое начало осени – с деревьев еще не сошла листва, трава еще зеленеет, но уже часто накрапывает дождь, а вдали стоят поспевшие хлеба.
Автор хотел показать насколько красива природа в любом своем проявлении. Как сказал однажды Павел Третьяков – дайте мне хоть грязную лужу, но только чтобы в ней была правда и поэзия, выразить которую и есть дело художника. Саврасов показал природу без прикрас, он раскрыл красоту в ее обыденности, наделил пейзаж неуловимой поэтичностью. Но он остался недоволен картиной и подарил ее своему другу для домашней коллекции. Полотно увидело свет незадолго до смерти художника, и вопреки мнению автора получило множество восторженных отзывов.
Работа Саврасова вызывает тягостные чувства одиночества и даже некой безысходности. Несмотря на то, что солнце пытается пробиться сквозь тучи, а рядом с дорогой растет зеленая травка, картина навевает грустное настроение. Но это никак не отменяет очарования природы. Эта, отнюдь не идиллическая картина, оставляет зрителю неповторимое ощущение одухотворенности. Саврасов дает зрителям заглянуть в самую душу русской природы, познать ее прелесть и богатый, красочный мир, наполненный непостижимой гармонией.
Очень много за свою жизнь пришлось пережить талантливому русскому художнику – пейзажисту Саврасову Алексею Кондратьевичу. Это и потеря близких ему людей, частые болезни. Но мастер продолжал творить, невзирая ни на какие преграды. Саврасов посвятил свою жизнь искусству. Ему нравилось изображать красоту родного края. Он мог часами бродить проселочными дорогами в поисках именно «того» заветного пейзажа.
Так в 1873 году, художник создает потрясающую картину «Проселок». Но зрителем не может созерцать данное творение, так как Саврасов подарил данное полотно своему давнему лучшему другу И. Прянишникову. Долгое время картину не видели зрители и только спустя сто лет, а именно в 1883 картина попала в свет. Она вызвала фурор у своего зрителя. Художник попал именно в точку, когда выбрал именно этот пейзаж.
На картине изображен обычный летний день после дождя. Тучи на небе еще не разошлись после стихии. Половина неба темная и мрачная с огромными черными тучами, а вторая половина уже светлеет и сквозь небольшие облачка пробиваются прямые лучи солнца.
Алексей Кондратьевич в своем творении изобразил дорогу, которая размыта ливнем. На земле лежит еще не впитавшаяся вода после ливня. Сейчас по такой дороге не проехать и можно застрять. Дорога уходит вправо. Что изображено за углом нам не известно. По правую сторону картины изображен не большой холм. На нем немного зелени.
А по левую сторону, мы видим широко раскинувшийся луг. Он ярко-зеленого цвета. Дождь напоил зелень своими каплями. Теперь трава сочная и чистая. Местами виднеются яркие цветы.
В тот момент можно ощутить необычайные ароматы свежести, которые можно почувствовать только после дождя, когда вода прибьет пыль и воздух будет чистый и свежий. В самом центре картины изображены шесть деревьев посаженных в ряд. Они похоже на плодовые деревья. Возможно это яблони. Их ветви тянутся к солнцу.
Картина наполнена жизнью и энергией. Саврасов мастерски использовал сочетание красок и донес до своего зрителя настроение «жизни и энергии». Когда смотришь на полотно, то хочется дать еще одно название картине, это «Природа после дождя». Но художник выбрал другое название.
Работа выдающегося русского импрессионистского мастера XIX столетия Алексея Кондратьевича Саврасова под названием «Проселок» была создана в 1873 году. На картине показаны простые и привлекательные пейзажи русской земли после дождя, с мокрой травой и размытой дорогой. В центре полотна изображена болотистая местность, а вдали видны деревья и золотое поле пшеницы. Небо закрыто тучами, но скоро должен появиться солнце, которое иссушит влажную почву своими теплыми лучами.
На правом фланге картины Саврасов изображает скалу, приглашая зрителя углубиться за холст и продолжить путь по тихому проселочному тракту, созерцая рассвет неба и свежесть сырой травы. Картина кажется висящей в тумане, с голубоватым отблеском на дальнем плане, где уже заметны признаки приближающегося яркого дня.
Эта картина одновременно успокаивает душу и вызывает воспоминания о недавней грозе, остатки которой отражены в лужах на дороге. Несмотря на то, что «Проселок» сегодня является знаковым произведением Саврасова, сам художник был разочарован своим творением и не гордился им особо. Возможно поэтому он легко отдал картину другу И. Прянишникову, который хранил ее в своей частной коллекции на протяжении многих лет, показывая ее публике только спустя десять лет после создания, то есть за несколько лет до кончины самого художника. Удивительно, что картина получила положительные отзывы и даже похвалы, хотя некоторые критики сравнивали ее с работами другого русского пейзажиста Федора Васильева, чему Саврасов не был рад, настаивая на своем оригинальном видении до конца жизни.
Картина «Проселок» - это не парадный пейзаж. Пережив поэтическое и лирическое настроение благодаря высокому мастерству художника, понимаешь, что видишь перед собой не самую радостную природу. Тем не менее, работа Саврасова полна музыки, естественно сливается и звучит так, чтобы пройти мимо ее чувств было невозможно. В высшей степени искусный художник не позволяет даже попыток идеализировать реальность. Влажная дорога после дождя напоминает о бедствиях России, а лужи и грязь занимают передний план. Такие проселки в стране не подсчитываются. Однако когда Саврасов их изображает, мы видим прекрасные аспекты, а сердце сжимается от безмолвных и глубоких чувств.
Блестящие лужи выглядят как драгоценности, «хляби дороги» превращаются в красочную картину, а небеса Саврасова заслуживают бесконечных разговоров – его называли "царем неба".
"Пейзаж без воздуха - это ничто. Нет смысла сажать березки или ели и придумывать что-то новое, если воздух в картине отсутствует – значит, она лишена души", - говорил Саврасов. И здесь мы снова видим связь с импрессионистами, которые провозгласили воздух основным героем живописи, а не просто фоном.
Саврасов в своей работе чаще всего использовал теплые и приглушенные оттенки. Благодаря этому картина как бы светится изнутри, создавая атмосферу скрытого света. Теплые цвета сочетаются с ощущением свежести из-за влажной после дождя травы. Сцена запечатлена между выпавшим дождем и моментом, когда солнце может пробиться сквозь тучи. Саврасов был мастером в создании картины тогда и только тогда, когда наступал такой ключевой момент. Его пейзажи не стремятся уводить взор в высокие горы; вместо этого они раскрывают красоту и вечную сущность самых обычных, повседневных сцен природы.
Это теплая картина, наполненная мягким светом солнца – то ли рассвет, то ли закат. Всё здесь очень красиво. Самую большую часть картины занимает, конечно, море.
С первого же взгляда картина Кирилла Лемоха «Бабушка и внучка» погружает нас в темноту обычной комнаты 19 века. Два светлых пятна – это лица пожилой женщины и девочки
На переднем плане картины зафиксирована сцена между мальчиком одетым в специальную военную одежду и его дедушкой. Сразу видно он учится в Суворовском училище.
Друзья - это родственные души. Дружбу за деньги нельзя купить. У меня тоже есть четвероногий друг. Он появился в нашей семье еще щенком. Когда родители принесли его домой, я не поверил своим глазам
Живописец Николай Аркадьевич Пластов – «певец советского крестьянства». Знаменитый русский художник Пластов создал много пейзажных картин, портретов, сюжетных картин (о жизни и работе сельских жителей).