Картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» посвящена церковному расколу в России. Боярыня не приняла нового крещения тремя перстами, и ее везут в острог.
На картине изображен тусклый зимний день. Дальние крыши домов тают в серой дымке. Крыши у домов высокие, покрытые снегом. Вдалеке виднеются купола церкви.
По центру полотна изображена боярыня Морозова. Она сидит в розвальнях, на соломе. Ноги у нее скованы цепью. Одета боярыня в черный бархатный кафтан, отороченный мехом. На голове у нее черная шапка, надвинутая на глаза. На шапку накинут платок. Лицо у боярыни бледное, под глазами темные тени, брови сдвинуты. Глаза ярко выражены и горят внутренним светом. Щеки запали, рот полуоткрыт, она что – то говорит людям, которые ее провожают. Боярыня Морозова слегка откинулась назад и подняла руку вверх. Рукой она изображает два перста. Этим жестом она показывает, что ее не сломили, и она готова принять кару за веру. Лошадь тянет сани по рыхлому снегу, полозья саней оставляют глубокий след.
На краю дороги сидит нищий юродивый. Он одет в тонкое платье, которое слишком легкое для зимней погоды. На одном плече у него большая прореха. Нищий поднял руку с двумя перстами вслед боярыне и с сочувствием смотрит на нее. Рядом с юродивым, на коленях, стоит немолодая женщина. На ней темная одежда, через плечо перекинута сумка, в руках палка. Она похожа на странницу. Женщина протягивает руку в сторону боярыни.
В поклоне склонилась молодая девушка. На ней синяя накидка и желтый платок. За ее спиной выглядывает монашка. У девушки и монашки печальные лица.
С правой стороны розвальней стоят две женщины. На них богатая одежда: дорогие кафтаны, меховые шапки. На плечи одной из женщин накинут красивый расписной платок. Возможно, это родственницы пришли проводить боярыню в дальнюю дорогу.
Слева, поравнявшись с санями, бежит мальчик. Он бежит быстро, стараясь не отставать. Мальчик проваливается в снег, оставляя глубокие следы. Одет мальчик в теплый полушубок. На голове у него шапка, отороченная мехом, на ногах черные сапоги.
Проводить боярыню Морозову пришло очень много людей. Если вглядеться в лица, не все печалятся, некоторые смеются. По социальному составу толпа неоднородна. Это можно определить по одежде. Есть люди одетые в дорогие кафтаны и меха, а есть, которые стоят в скромных накидках.
В 1887 году В. И. Суриков создал картину под названием «Боярыня Морозова». Она родилась из воспоминаний художника о его сибирском детстве, где он испытал суровый мороз и холод. Эмоции героев глубоко прочувствованы в этой картине, а их характеры раскрыты с высокой степенью достоверности автором.
В центре композиции изображена женщина в традиционной одежде русского дворянства XVII века, которая лежит полусидя на санях-розвальнях. Её жест — поднятый палец к небу и напряжённое лицо — символизируют её стойкость перед угрозой и стремление бороться за свои идеалы, взывая о помощи к Богу. Этот образ представляет Феодосию Морозову. Дополнительные элементы картины — зимний пейзаж с лежащим на поверхности снегом и холодом — усиливают тяжесть положения главной героини. В толпе, окружающей сани, представлены люди различных социальных слоёв: некоторые выражают ей поддержку, другие же насмехаются над ней.
Художник с блеском передает ощущение зимней природы — от влажного дня до глубоких следов полозьев в рыхлом снегу и изогнутых пальцев ног без обуви у юродивого. Ощущение движения также выражено сильно: кажется, что можно услышать звук скрипа полозьев от удаляющихся саней с боярыней на допрос и свист мальчика, который бежит за ними.
Картина «Боярыня Морозова» не только раскрывает личную трагедию героини, но также отражает историческое движение в обществе против тогдашней социальной структуры, поддерживаемой церковью.
«Боярыня Морозова» является настоящим шедевром художественного искусства. Образ этой героини запал в душу художника еще в детстве, а сама картина была создана в 1887 году.
Суриков был восхищен храбростью и самоотверженностью староверческой раскольницы. Эта женщина смогла пожертвовать беззаботной жизнью боярыни ради борьбы с царизмом и догматами официальной церковной религии.
В наказание боярыня была отправлена в Боровский монастырь, где пробыв всего два года, умерла. На картине Суриков запечатлел именно тот момент, когда гордую несломленную женщину везут на санях в острог.
Для полотна свойственны яркие пестрые цвета, насыщенные оттенки. События происходят в 17 веке. В центре эпизода – боярыня Морозова собственной персоной. Женщина одета богато, при этом руки ее закованы в цепи. Художник сумел показать фанатичную преданность идее, безусловную веру в собственные идеалы. Выражение ее сурового лица, рука, поднятая вверх, изображающая двуперстный жест по старообрядческому канону, холодный уверенный взгляд – все это говорит о великой силе и непоколебимости ее убеждений. И нет никакого сомнения, что на прощание толпе боярыня выкрикивает слова, в которых заложена вся суть этих убеждений – за них она готова идти до конца.
Большинство людей среди толпы смотрят на происходящее с сочувствием, и лишь некоторые относятся к боярыне с осуждением или пренебрежением. Остальные же воспринимают это как трагедию, многие даже кланяются ей и провожают взглядом, наполненным состраданием и жалостью. На картине также можно увидеть самого автора – Суриков изобразил себя в образе странника, сочувственно глядящего вслед боярыне.
Благодаря картине «Боярыня Морозова» зритель раскрывает для себя всю силу загадочной русской души, полной страдания и трагизма. Героизм данного образа заключается в том, насколько человек становится сильным, мужественным и целеустремленным, когда верит в идею, когда у него есть собственные убеждения, которых он всеми силами придерживается, и следуем им до конца. У него есть цель в жизни, она движет им, ведет по жизненному пути, заставляет развиваться и достигать новых высот. Благодаря своему таланту и посредством живописи художник Суриков сумел показать, каким храбрым и самоотверженным может быть русский человек.
В 1887 году Василий Иванович создал историческую картину под названием «Боярыня Морозова». Он славился как художник, особенно мастерству написания произведений в стиле исторического жанра, которые полностью погружают наблюдателя в прошлое. Через его картины зрители будто присутствуют в те далекие времена и могут увидеть детали жизни исторических личностей.
Произведение изображает боярыню Морозову во время церковного раскола на Руси, когда она решительно отстаивает свои традиционные взгляды. Вокруг нее разнообразны реакции: одни испытывают страх и ужас, другие издеваются над ней, а третьи выражают сочувствие.
На переднем плане картины боярыня движется на старом санном ходуре, запряженном черной лошадью, которая уверенно проходит между людьми. Ее жест в виде поднятой руки символизирует прощание с прежними обычаями страны. Несмотря на давление толпы, Морозова остается непоколебимой и продолжает свой путь.
Среди зрителей можно заметить стариков с выражением сочувствия и печали на лицах, отражающих внутреннее волнение по поводу происходящего события.
В глубине картины представлены золотые купола церквей и деревянные крыши домов, которые скрывает толстый слой снега, создавая атмосферу старинной Руси.
Картина вызывает разнообразные эмоции у зрителя, подчеркивая, что в истории существовали различные периоды и люди со своими взглядами и верой.
Изучая композицию полотна Шишкина Дубовая роща, перед моим взором встают многолетние, развесистые, могучие дубы. Мне нравиться первозданная их красота. По ним прогуливались многие люди
В ней, ярко выражена гордость и ум, женщин той поры. Судя по выражению лица, можно понять, что эта женщина, не является обычной крепостной девушкой.
На картине Васнецова «Витязь на распутье» изображен крепкий русский всадник на могучем белом коне, который остановился перед огромным серым камнем, лежащим на распутье, с выбитой на нем надписью.
В картине отражено реальное историческое событие – бой русской эскадры под командованием адмирала Спиридова с турецкой эскадрой в Чесменской бухте. Айвазовский не принимал участия в сражении, то он описал его очень реалистично.
Это очень интересная картина. Сейчас такая штука, как «купальня», смотрится странно. Такое было в прошлом, а сейчас, наверное, осталось только в мусульманских странах, где люди и так купаются одетыми.