Картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» посвящена церковному расколу в России. Боярыня не приняла нового крещения тремя перстами, и ее везут в острог.
На картине изображен тусклый зимний день. Дальние крыши домов тают в серой дымке. Крыши у домов высокие, покрытые снегом. Вдалеке виднеются купола церкви.
По центру полотна изображена боярыня Морозова. Она сидит в розвальнях, на соломе. Ноги у нее скованы цепью. Одета боярыня в черный бархатный кафтан, отороченный мехом. На голове у нее черная шапка, надвинутая на глаза. На шапку накинут платок. Лицо у боярыни бледное, под глазами темные тени, брови сдвинуты. Глаза ярко выражены и горят внутренним светом. Щеки запали, рот полуоткрыт, она что – то говорит людям, которые ее провожают. Боярыня Морозова слегка откинулась назад и подняла руку вверх. Рукой она изображает два перста. Этим жестом она показывает, что ее не сломили, и она готова принять кару за веру. Лошадь тянет сани по рыхлому снегу, полозья саней оставляют глубокий след.
На краю дороги сидит нищий юродивый. Он одет в тонкое платье, которое слишком легкое для зимней погоды. На одном плече у него большая прореха. Нищий поднял руку с двумя перстами вслед боярыне и с сочувствием смотрит на нее. Рядом с юродивым, на коленях, стоит немолодая женщина. На ней темная одежда, через плечо перекинута сумка, в руках палка. Она похожа на странницу. Женщина протягивает руку в сторону боярыни.
В поклоне склонилась молодая девушка. На ней синяя накидка и желтый платок. За ее спиной выглядывает монашка. У девушки и монашки печальные лица.
С правой стороны розвальней стоят две женщины. На них богатая одежда: дорогие кафтаны, меховые шапки. На плечи одной из женщин накинут красивый расписной платок. Возможно, это родственницы пришли проводить боярыню в дальнюю дорогу.
Слева, поравнявшись с санями, бежит мальчик. Он бежит быстро, стараясь не отставать. Мальчик проваливается в снег, оставляя глубокие следы. Одет мальчик в теплый полушубок. На голове у него шапка, отороченная мехом, на ногах черные сапоги.
Проводить боярыню Морозову пришло очень много людей. Если вглядеться в лица, не все печалятся, некоторые смеются. По социальному составу толпа неоднородна. Это можно определить по одежде. Есть люди одетые в дорогие кафтаны и меха, а есть, которые стоят в скромных накидках.
«Боярыня Морозова» является настоящим шедевром художественного искусства. Образ этой героини запал в душу художника еще в детстве, а сама картина была создана в 1887 году.
Суриков был восхищен храбростью и самоотверженностью староверческой раскольницы. Эта женщина смогла пожертвовать беззаботной жизнью боярыни ради борьбы с царизмом и догматами официальной церковной религии.
В наказание боярыня была отправлена в Боровский монастырь, где пробыв всего два года, умерла. На картине Суриков запечатлел именно тот момент, когда гордую несломленную женщину везут на санях в острог.
Для полотна свойственны яркие пестрые цвета, насыщенные оттенки. События происходят в 17 веке. В центре эпизода – боярыня Морозова собственной персоной. Женщина одета богато, при этом руки ее закованы в цепи. Художник сумел показать фанатичную преданность идее, безусловную веру в собственные идеалы. Выражение ее сурового лица, рука, поднятая вверх, изображающая двуперстный жест по старообрядческому канону, холодный уверенный взгляд – все это говорит о великой силе и непоколебимости ее убеждений. И нет никакого сомнения, что на прощание толпе боярыня выкрикивает слова, в которых заложена вся суть этих убеждений – за них она готова идти до конца.
Большинство людей среди толпы смотрят на происходящее с сочувствием, и лишь некоторые относятся к боярыне с осуждением или пренебрежением. Остальные же воспринимают это как трагедию, многие даже кланяются ей и провожают взглядом, наполненным состраданием и жалостью. На картине также можно увидеть самого автора – Суриков изобразил себя в образе странника, сочувственно глядящего вслед боярыне.
Благодаря картине «Боярыня Морозова» зритель раскрывает для себя всю силу загадочной русской души, полной страдания и трагизма. Героизм данного образа заключается в том, насколько человек становится сильным, мужественным и целеустремленным, когда верит в идею, когда у него есть собственные убеждения, которых он всеми силами придерживается, и следуем им до конца. У него есть цель в жизни, она движет им, ведет по жизненному пути, заставляет развиваться и достигать новых высот. Благодаря своему таланту и посредством живописи художник Суриков сумел показать, каким храбрым и самоотверженным может быть русский человек.
7 класс
Честное слово, уж простите, но не нравится мне эта картина. Ещё её описывать надо. Сам бы никогда не взялся! Она очень мрачная, краски все темные. Погода там, понятно, дождливая-тоскливая.
На картине изображен один из холодных зимних дней. Хмурое и неприветливое пасмурное небо нависает над полем, местами покрытым пожухлой прошлогодней травой, одинокими деревьями и снегом
На картине несколько «троек». Трое ребят стоят на первом плане справа. Все не худые, не толстые. Один улыбается, второй смотрит на него вопросительно. Третий просто смотрит куда-то.
Орест Киперский является популярным русским художником 18-19 века. Он рисовал портреты, любил живопись и графику, рисовал в стиле романтизма.
Серов Валентин Александрович, был превосходным мастером живописи. Его работы вызывали бурю эмоций у зрителя. Совсем недавно, я нашла работу Серова под названием «Мика Морозов».