Иван Николаевич Суриков неоднократно обращался к тематике исторического прошлого России в своих работах. Каждый раз он предоставлял возможность погрузиться в различные аспекты жизни русского народа, добиваясь успеха за счет аккуратного и детального описания событий.
В одном из его произведений представлены Степан Разин и его товарищи, которые путешествуют по великим водным просторам России на большой лодке, известной в старину как ладья. Использование деталей при описании каждого из казаков позволяет зрителю увидеть, кто работает веслами, кто играет музыкальные инструменты, а кто просто отдыхает на борту лодки.
В центре картины мы видим Степана Разина - главного героя, который смотрит вдаль с серьезным и властным выражением лица. Что он думает о своем путешествии или будущем России, остается загадкой для всех, кроме художника. Возможно, Разин созерцает величие своей страны и ее судьбу, а может быть он погружен в личные мысли и переживания. В любом случае, Суриков позволяет каждому зрителю строить собственные предположения о его внутреннем мире.
Выбор сцены на воде не случайный: реки и моря часто символизируют свободу и судьбу. Лодка плавно скользит по течению, весла слегка колышутся в воде, создавая иллюзию спокойствия.
Особенностью живописных работ Сурикова является использование сдержанной палитры оттенков серого, зеленоватого и золотистого цветов для изображения неба и воды, разделенных лишь горизонтальным краем и отдаленными берегами. Этот выбор позволяет зрителю предположить, что действие происходит вечером или в сумерках, когда солнце закатывается над русской землей, бросая последние лучи на поверхность воды.
Картина Степан Разин наполнена грустью. Казацкий атаман выглядит мрачным и задумчивым, его товарищи также серьезны и сосредоточены. Единственный веселый персонаж - казак, предлагающий пленному персу чашу с вином. Скорее всего, он пьян, и оттого не тяготят его думы и не тревожат тяжелые мысли. Пленник отказывается отвечать на гостеприимство весельчака. Так же как и остальных, его одолевает грусть.
На картине – раннее время суток, о чем говорит синевато-розовый оттенок, окрасивший реку и небеса в рассветный час. Паруса наполнены ветром, но вокруг словно царит полная безмятежность. Однако спокойствие это обманчиво, и во всем прослеживается тревога и напряжение.
Главным образом, это проявляется в самом атамане, в его напряженной позе, нахмуренных бровях, тяжелом отрешенном взгляде. Казалось бы, все хорошо, рядом верные соратники, но что-то тревожит мысли Разина, беспокоит его. Подперев голову рукой, он слушает песню кобзаря. Но развлечение это не приносит ему радости и удовольствия. Ничто не может отвлечь его от тяжелых дум. Настроение героя передается и зрителю, заставляя его чувствовать тревогу.
Образу Степана Разина противопоставлен персидский князь. Да, с одной стороны, они похожи – оба мрачны и задумчивы, однако их разделяет бездна. Каждый из них имеет разное происхождение, по-разному относится к жизни: если перс уже смирился со своей судьбой, понимая, что обречен, то Разин наоборот стремится к борьбе, пытается спорить со своей судьбой.
Казаки окружены красивым пейзажем. В их образах отсутствует разбойничья удаль и необузданный нрав. Это обычные люди, на долю которых выпала тяжелая судьба. Это сильные люди, но они устали от самих себя и собственной жизни.
Пренебрежительное отношение к богатству подчеркивается автором в нескольких моментах – повсюду валяются охотничьи трофеи, мутную гладь реки рассекают края дорогих ковров. Главная цель казаков – вовсе не обогащение, а стремление к воле. Но вся беда состоит в том, что не знают они, что представляет собой истинная воля. Атаман задумывается об этом, его волнует будущее, которое не сулит никакой радости или особой надежды.
В конце концов, становится ясно, что не откажется атаман от своей разбойничьей судьбы и поисков истинной свободы.
Суриков Василий Иванович начал писать картину Степан Разин в 1900 году. Сразу после представления полотна публике, картина имела огромный успех. Это 6-ти метровое полотно, отражающее суть исторического эпизода, пришлось по вкусу многим.
На картине мы видим большую ладью под парусом, которая плывет по спокойной и тихой реке. В этой ладье, на дорогих коврах лежит атаман Степан Разин в богатых одеждах, видимо сняв их с барского плеча, который в своё время поднял на Волге восстание, перешедшее в крестьянскую войну. Его лицо сосредоточено и серьезно, взгляд полон раздумий. Поза атамана говорит о том, что он на стороже и бдителен. Его не веселит ни награбленное, ни веселые песни казаков. Такими же мыслями наделены и гребцы. Их напряженность, усталость и вялость видна невооруженным глазом.
Вокруг Степана Разина изображены казаки, каждый из которых занят своим делом, кто-то спит, а кто-то отдыхает и пьёт, радуясь о превосходной добыче.
Главная фигура Разина изображена в центре картины, привлекая наше внимание. Особенно чувствуется тишина утра, отражающаяся белой дымкой над водой реки и легкими лучами утреннего солнца. Очень сильно запечатлен момент поднятия всех весел, делающее ладью похожую на большую птицу, стремящуюся в простор. Вся картина пропитана воздухом и светом, хотя она выдержана в темных и мрачных тонах, наполняя нас тревогой.
Особенное место в картине занимает плененный персидский князь. Он всем своим видом и сутью противопоставлен атаману. Разин, смотря на княжича, возможно, видит в нем отражение своего скорого будущего. Он спокоен и ожидает своего часа.
Вся картина, а именно ладья, струящаяся по реке, окружена невероятно красивым пейзажем. Пастельные тона неба, берега и воды дают нам осознание тишины и умиротворения. В лицах казаков мы не видим гнева, а наоборот мы видим усталость от того современного быта и горькой людской доли. Главное что тревожит их это свобода души и тела, а не награбленные богатства, такие как ковры.
На центральной фигуре исторического произведения Василия Сурикова «Степан Разин» изображен знаменитый донской казак и атаман, возглавивший народное восстание на Волге в 1670 году. Степан Разин представлен в сцене на реке среди своих преданных товарищей и сподвижников.
Атаман занимает место в самом центре полотна, где он изображен сидящим посредине широкой лодки, которая движется по течению под белым парусом от нижнего правого угла картины к верхнему левому. Несмотря на то что вокруг него идут веселье и празднования казаков с вином в золотых чашах, Разин выглядит очень серьезным и задумчивым человеком. Он поддерживает голову рукой, устало сидя на мягком седле, расположенном на дне лодки.
Согласно легенде, Степан Разин бросил в воду свою возлюбленную — персидскую царевну — чтобы не допустить личных чувств помешать его роли атамана. Поэтому сейчас герой полностью погружен в тягостные размышления.
Символом его грусти и настроения служит серый, унылый пейзаж утра, изображённый художником с использованием тусклых серовато-коричневых тонов. Небо покрыто густым туманом, а в спокойной реке еле заметно отражаются первые лучи солнца. Однако уже на горизонте поднимается светлое солнце, которое золотит воду и, кажется, обещает исчезновение тревог Разина с приходом нового дня.
Несмотря на это, ни богатые трофеи, ни талантливая музыка артиста, который сидит против него и старается развлечь атамана, не могут вывести его из задумчивости. Восемь гребцов с напряжением работают вёслами назад, тогда как казаки на корме радуются празднику. Их усилия позволяют лодке быстро продвигаться вперёд по Волге в туманное дальнее будущее.
Шевандронова Ирина Васильевна советский художник, живописец. Она родилась в 1923 году. Всю жизнь талантливая художница прожила в Москве. Еще с малых лет у нее начал проявляться талант к искусству.
С давних времен гадание на святки считается нормальным делом, вот и героиня картины Карла Брюллова собирается погадать. Написана картина в 1836 году и передает русскую национальную тематику.
Одним из ярких и выразительных художников своего времени стал Аркадий Александрович Пластов. Его картины, среди которых есть и жанровые картины, и пейзажи, наполнены тонким чувством природы.
Нестеров Михаил Васильевич (1862–1942) – известный русский художник, портретист, график и иконописец. О жизни Михаила Васильевича известно достаточно много из его мемуаров.
Картина написана за пять лет до конца 19 века и, как само событие, стала одной из многих славных отеческих страниц истории. Ключевую роль в этом сыграл талантливый и известный полководец. Великий, отважный и мужественный, Ермак Тимофеевич.