Сочинение по картине Сурикова Степан Разин 6 класс

Степан Разин

Иван Николаевич Суриков неоднократно обращался к тематике исторического прошлого России в своих работах. Каждый раз он предоставлял возможность погрузиться в различные аспекты жизни русского народа, добиваясь успеха за счет аккуратного и детального описания событий.

В одном из его произведений представлены Степан Разин и его товарищи, которые путешествуют по великим водным просторам России на большой лодке, известной в старину как ладья. Использование деталей при описании каждого из казаков позволяет зрителю увидеть, кто работает веслами, кто играет музыкальные инструменты, а кто просто отдыхает на борту лодки.

В центре картины мы видим Степана Разина - главного героя, который смотрит вдаль с серьезным и властным выражением лица. Что он думает о своем путешествии или будущем России, остается загадкой для всех, кроме художника. Возможно, Разин созерцает величие своей страны и ее судьбу, а может быть он погружен в личные мысли и переживания. В любом случае, Суриков позволяет каждому зрителю строить собственные предположения о его внутреннем мире.

Выбор сцены на воде не случайный: реки и моря часто символизируют свободу и судьбу. Лодка плавно скользит по течению, весла слегка колышутся в воде, создавая иллюзию спокойствия.

Особенностью живописных работ Сурикова является использование сдержанной палитры оттенков серого, зеленоватого и золотистого цветов для изображения неба и воды, разделенных лишь горизонтальным краем и отдаленными берегами. Этот выбор позволяет зрителю предположить, что действие происходит вечером или в сумерках, когда солнце закатывается над русской землей, бросая последние лучи на поверхность воды.

2 вариант

Картина Степан Разин наполнена грустью. Казацкий атаман выглядит мрачным и задумчивым, его товарищи также серьезны и сосредоточены. Единственный веселый персонаж  - казак, предлагающий пленному персу чашу с вином. Скорее всего, он пьян, и оттого не тяготят его думы и не тревожат тяжелые мысли. Пленник отказывается отвечать на гостеприимство весельчака. Так же как и остальных, его одолевает грусть.

На картине – раннее время суток, о чем говорит синевато-розовый оттенок, окрасивший реку и небеса в рассветный час. Паруса наполнены ветром, но вокруг словно царит полная безмятежность. Однако спокойствие это обманчиво, и во всем прослеживается тревога и напряжение.

Главным образом, это проявляется в самом атамане, в его напряженной позе, нахмуренных бровях, тяжелом отрешенном взгляде. Казалось бы, все хорошо, рядом верные соратники, но что-то тревожит мысли Разина, беспокоит его. Подперев голову рукой, он слушает песню кобзаря. Но развлечение это не приносит ему радости и удовольствия. Ничто не может отвлечь его от тяжелых дум. Настроение героя передается и зрителю, заставляя его чувствовать тревогу.

Образу Степана Разина противопоставлен персидский князь. Да, с одной стороны, они похожи – оба мрачны и задумчивы, однако их разделяет бездна. Каждый из них имеет разное происхождение, по-разному относится к жизни: если перс уже смирился со своей судьбой, понимая, что обречен, то Разин наоборот стремится к борьбе, пытается спорить со своей судьбой.

Казаки окружены красивым пейзажем. В их образах отсутствует разбойничья удаль и необузданный нрав. Это обычные люди, на долю которых выпала тяжелая судьба. Это сильные люди, но они устали от самих себя и собственной жизни.

Пренебрежительное отношение к богатству подчеркивается автором в нескольких моментах – повсюду валяются охотничьи трофеи, мутную гладь реки рассекают края дорогих ковров. Главная цель казаков – вовсе не обогащение, а стремление к воле. Но вся беда состоит в том, что не знают они, что представляет собой истинная воля. Атаман задумывается об этом, его волнует будущее, которое не сулит никакой радости или особой надежды.

В конце концов, становится ясно, что не откажется атаман от своей разбойничьей судьбы и поисков истинной свободы.

Сочинение-описание картины Степан Разин

Суриков Василий Иванович начал писать картину Степан Разин в 1900 году. Сразу после представления полотна публике, картина имела огромный успех. Это 6-ти метровое полотно, отражающее суть исторического эпизода, пришлось по вкусу многим.

На картине мы видим большую ладью под парусом, которая плывет по спокойной и тихой реке. В этой ладье, на дорогих коврах лежит атаман Степан Разин в богатых одеждах, видимо сняв их с барского плеча, который в своё время поднял на Волге восстание, перешедшее в крестьянскую войну. Его лицо сосредоточено и серьезно, взгляд полон раздумий. Поза атамана говорит о том, что он на стороже и бдителен. Его не веселит ни награбленное, ни веселые песни казаков. Такими же мыслями наделены и гребцы. Их напряженность, усталость и вялость видна невооруженным глазом.

Вокруг Степана Разина изображены казаки, каждый из которых занят своим делом, кто-то спит, а кто-то отдыхает и пьёт, радуясь о превосходной добыче.

Главная фигура Разина изображена в центре картины, привлекая наше внимание. Особенно чувствуется тишина утра, отражающаяся белой дымкой над водой реки и легкими лучами утреннего солнца. Очень сильно запечатлен момент поднятия всех весел, делающее ладью похожую на большую птицу, стремящуюся в простор. Вся картина пропитана воздухом и светом, хотя она выдержана в темных и мрачных тонах, наполняя нас тревогой.

Особенное место в картине занимает плененный персидский князь. Он всем своим видом и сутью противопоставлен атаману. Разин, смотря на княжича, возможно, видит в нем отражение своего скорого будущего. Он спокоен и ожидает своего часа.

Вся картина, а именно ладья, струящаяся по реке, окружена невероятно красивым пейзажем. Пастельные тона неба, берега и воды дают нам осознание тишины и умиротворения. В лицах казаков мы не видим гнева, а наоборот мы видим усталость от того современного быта и горькой людской доли. Главное что тревожит их это свобода души и тела, а не награбленные богатства, такие как ковры.

Обществознание - описание для 6 класса

На центральной фигуре исторического произведения Василия Сурикова «Степан Разин» изображен знаменитый донской казак и атаман, возглавивший народное восстание на Волге в 1670 году. Степан Разин представлен в сцене на реке среди своих преданных товарищей и сподвижников.

Атаман занимает место в самом центре полотна, где он изображен сидящим посредине широкой лодки, которая движется по течению под белым парусом от нижнего правого угла картины к верхнему левому. Несмотря на то что вокруг него идут веселье и празднования казаков с вином в золотых чашах, Разин выглядит очень серьезным и задумчивым человеком. Он поддерживает голову рукой, устало сидя на мягком седле, расположенном на дне лодки.

Согласно легенде, Степан Разин бросил в воду свою возлюбленную — персидскую царевну — чтобы не допустить личных чувств помешать его роли атамана. Поэтому сейчас герой полностью погружен в тягостные размышления.

Символом его грусти и настроения служит серый, унылый пейзаж утра, изображённый художником с использованием тусклых серовато-коричневых тонов. Небо покрыто густым туманом, а в спокойной реке еле заметно отражаются первые лучи солнца. Однако уже на горизонте поднимается светлое солнце, которое золотит воду и, кажется, обещает исчезновение тревог Разина с приходом нового дня.

Несмотря на это, ни богатые трофеи, ни талантливая музыка артиста, который сидит против него и старается развлечь атамана, не могут вывести его из задумчивости. Восемь гребцов с напряжением работают вёслами назад, тогда как казаки на корме радуются празднику. Их усилия позволяют лодке быстро продвигаться вперёд по Волге в туманное дальнее будущее.

Описание настроения картины Степан Разин

Чувства картины Степан Разин

Популярные сегодня темы