Русский художник Василий Иванович Суриков признан мастером больших картин и оставил значительный след в искусстве живописи. Его известная работа «Утро стрелецкой казни» стала первой, где он исследовал тему русской истории через жанр исторической живописи. В центре его творчества лежит изображение русского народа во времена значимых исторических событий. После окончания Академии художеств Суриков обосновался в Москве и там, в 1878 году, начал создавать свою картину о казни стрельцов бедных во время правления Петра I. В ней художник отразил трагические события подавленного восстания под руководством Софьи стрелецкого войска и последующую казнь всех участников.
Картина Сурикова «Утро стрелецкой казни» происходит в предрассветные часы на знаменитой Красной площади Москвы, где заметен храм Василия Блаженного. Туман еще не рассеялся полностью, создавая атмосферу ожидания и тревоги. На переднем плане сгустившаяся толпа народа, в которой трудно разобрать различие между простолюдинами, солдатами и представителями высшего класса. Однако при ближайшем рассмотрении можно узнать царя Петра I среди них по его одежде, который сидит на коне. В центре картины два воина ведут к месту казни закованного стрельца, а рядом с ними другой также в кандалах. Простой народ разместился на земле и выражает свое горе и печаль. За фигурой Петра видны виселицы — символы приближающейся казни. Стрельцы прощаются со своими родными, их взгляды полны ужаса и безумия. В центре сцены женщина обращается к царю с мольбами о пощаде, но он не отзывается на ее призывы.
Суриков использовал в своей картине особый подход к цветовой гамме — хотя краски яркие и насыщенные, они кажутся тусклыми и не столь праздничными, что усиливает трагическую атмосферу сцены. Детали в картине тщательно проработаны: художник удачно передает эмоции персонажей, их движения и общую напряженность ситуации.
Таким образом, полотно «Утро стрелецкой казни» Василия Сурикова является глубоким повествованием о драматических событиях в истории России. Оно показывает нам тяжелое существование крепостного народа и его борьбу за выживание во времена исторических потрясений.
Картину "Утро стрелецкой казни" В.И. Суриков написал на исторический факт истории России. На картине можно выделить два главных плана: собор Василия Блаженного и народ. Купола и сам собор слегка скрыты утренней дымкой, поэтому не выглядят ярко. Стены собора кажутся выложенными из серовато - голубого камня. Узоры и мелкие детали собора не просматриваются. Но в целом вся композиция смотрится устрашающе монолитно, как и царская власть Петра 1. На фоне собора видны виселицы.
Из народной толпы никто не написан крупно, все примерно равноудалены, но у каждого свое место в картине. Стрельцов привезли на казнь в телегах. Они сидят, потому что ноги у них закованы в колодки. Одеты они все в белые рубахи, в руках держат свечи, как символ их догорающей жизни. Свечи горят не ярко на фоне дня. Лица у стрельцов печальные. Один стрелец выделяется из толпы. Он находится в центре полотна. На голове у него одета красная шапка, рыжая борода растрепана, руки у него полусогнуты, как будто он собирается что – то сделать. Взгляд его обращен в сторону царя. Взгляд злой, с ненавистью.
Царь Петр 1 сидит на коне. Лошадь под ним белая, с богатым седлом. На царе зеленый кафтан, черные волосы зачесаны назад. Взгляд суровый, он смотрит стрельцу прямо в глаза. Рядом с царем стоит его свита. Они одеты в богатые одежды. Сложив руки, они наблюдают за происходящей казнью.
По проходу солдат ведет стрельца на виселицу. Стрелец не сопротивляется, он опустил плечи и идет. Одет он в длинную белую рубаху, подпоясанную веревкой. Солдат поддерживает его одной рукой, в другой у него шпага, она опущена к земле. На солдате надет сюртук и черные сапоги. За спиной у стрельца стоит женщина с прижавшимся к ней ребенком. На лице у женщины страх. Одета она в золототканое платье.
Один стрелец стоит на телеге и что – то говорит. Голова у него наклонена вперед, на плечи накинут зеленый стрелецкий кафтан. По его позе можно подумать, что он просит прощения.
Около каждого стрельца находится жена и дети. Одному из них девочка упала на колени и плачет. Он кладет руку ей на голову, второй рукой обнимает сына. У стрельца солдат забрал свечку, значит, сейчас поведет на казнь.
Несмотря на то, что на многих людях надеты яркие одежды, картина вызывает чувство безысходности и страха. На лицах людей горе и ужас.
На картине Серова «Девочка с персиками» на переднем плане изображена девочка. Ей 12-13 лет. Она сидит на стуле. Лицо у нее загорелое, с румянцем. Глаза карие, блестящие, брови черные.
Большинство почитателей русской живописи, любили, когда на картине изображен правдоподобный пейзаж. Особенно если это пейзаж связан с Родиной. Рылов Аркадий Александрович, был именно тем художником-пейзажистом
«Все в прошлом» - картина, написанная в 1889 году Максимовым Василием Максимовичем, талантливым русским художником-передвижником. Каждый, увидев это полотно, долго не сможет оторвать от него свой взгляд.
В.В. Верещагин является выдающимся русским художником-баталистом. Также он известен как талантливый публицист, из-под пера которого появились книги, статьи, эссе и заметки.
На картине изображен захватывающий момент охоты. Действие разворачивается в степи, покрытой разноцветным ковром из распустившихся цветов. Художник не пожалел красок, чтобы показать все многообразие растительного мира