Васнецов нередко в собственном творчестве использовал религиозные сюжеты, он был не только художником, но и весьма вдумчивым исследователем. Если требовалось написать картину про древние былины, он изучал соответствующие источники, если писал о крещении Руси, то просматривал летописи. Понятное дело, когда речь велась о создании картины на религиозную тематику, то он изучал священные писания, тем более картина, о которой пойдет речь далее, является частью внутреннего убранства Владимирского собора, то есть фактически представляет собой икону.
Единородный Сын Слово Божие представляет перед зрителями фигуру центральную для христианского и православного в частности учения – Иисуса Христа. Спаситель держит в руках крест и свиток, которые символизируют символ веры и писание, которое передает суть вероучения. На голове у Спасителя нимб, который подчеркивает святость и непорочность.
Васнецов выбрал иконописный сюжет, который близок к образу так называемого Христа Пантократора. Как известно, в православной традиции Христос изображается, как правило, в определенных канонических сюжетных рамках.
Тип Пантократор или «победитель», «вседержитель» представляет собой символику победы Христа над гибельными силами и возвышение его над миром, как принесшего Спасение и воплощение истины. Тут мы тоже видим Христа сидящего на троне как верховного правителя, в его руках как бы царские регалии, а одежды белы и подчеркивают непорочность и чистоту. Интерес представляет возраст Христа, который ближе к подростковому и далеко от евангельского, но и в этом возрасте мы видим сосредоточенного юношу, который выражает собой истину и смирение.
На заднем фоне изображение так называемого тетраморфа: ангел, вол, орел, лев. Эти животные являются символическими для христианской традиции и на самом деле изначально появляются даже в Ветхом Завете, то есть идут от традиции иудейской. Если говорить о более современном толковании, то довольно часто они рассматриваются как символы евангельских апостолов, где Матфей в образе ангела, Марк - льва, Лука в образе тельца, Иоанн - орла.
Созерцая полотно Виктора Михайловича Васнецова «Единородный Сын. Слово Божие», мы обнаруживаем перед собой не просто искусство, но и глубокую религиозную аллегорию. Это произведение стало частью величественного убранства Владимирского собора в Киеве.
Центральный образ картины - Иисус Христос. Но это не типичный образ Спасителя: он представлен как юноша, с еще нежным и недостаточно развитым телом. Однако взгляд его уверен и решителен, а выражение лица свидетельствует о глубинной вере.
Руки Христа держат огромный крест - символ страданий и победы над ними, а также развернутый пергамент. Эти предметы служат ярким подтверждением его божественного предназначения – нести в мир слово Божие.
Вокруг фигуры Христа Васнецов изобразил летающих ангелов, зверей и птиц с небес. Все они олицетворяют надежду и любовь к Иисусу. Они склонили свои головы перед его величием, символизируя покорность воле Божией.
Васнецов выбрал для своей картины весьма холодную палитру: голубой, синий цвета доминируют на картине и олицетворяют чистоту и веру. Но посреди этой прохлады вспыхивает белым светом фигура Христа.
Картина пронизана идеей вечной борьбы жизни со смертью, а также победой Иисуса над последней. Васнецов хотел донести до зрителей мысль о том, что каждый из нас имеет право выбора и что вера является ключом к обретению свободы.
Таким образом, картина «Единородный Сын. Слово Божие» вносит мощную идею религиозного искусства: красоту божественности можно увидеть даже там, где она на первый взгляд не заметна. Это подтверждают и выбранные Васнецовым цвета художником: от холодных синих тонов по краям картины до теплых золотисто-белых в центре.
В заключение, стоит упомянуть о том, что все элементы картины служат дополнением главной идеи - об истине и божественности Христа. Эта работа Васнецова заставляет нас задуматься над великими вопросами бытия и веры.
Виктор Васнецов был великим художником, который писал сюжеты не только с фольклора и народа. Он имел духовное образование и хорошо разбирался в религиозных тематиках. Поэтому, его пригласили расписать стены Владимирского собора в Киеве. С того момента В.Васнецов стал еще и иконописцем, ознакомленным с четкими канонами и символизмом святых образов.
Знаменитый художник написал несколько работ, посвященных библейским сюжетам. Например, В.Васнецов создал шедевры с глубоким смыслом и каноническими познаниями «Бог Саваоф», «Христос Вседержитель», «Богоматерь с младенцем» и другие. Одной с таких картин-икон стало и его полотно «Единородный сын. Слово Божие».
Эта работа исполнена очень профессионально, следуя четким правилам иконописи. Васнецов использовал облик близок к Христу Пантократору. В центре полотна изображен в юном обличии сам Иисус Христос. Он одет в белоснежное одеяние, от которого исходит неведомый свет. Это подчеркивает его священность и божественность. Лицо Иисуса художник передал слегка «человечным», немного отклоняясь от церковных ликов, лишенных эмоций. А удивленный взгляд изображенного отходит немного в сторону, что нехарактерно для икон. Ведь считается, что на святых образах глаза должны смотреть в самое нутро человека, вызывая покаяние и смирение. В руках Христа развернутый сверток со святыми письменами и большой крест. Такой
Фигура Иисуса окружена двойной мандорлой ‒ ярким кругом, что символизирует сияние славы господней. В случаи В.Васнецова, мандорла состоит с 2 кругов: светло-желтого и голубого. Именно голубой цвет чаще всего используют для священного изображения мандорлы. Часто к этому символическому приему прибегал А.Рублев.
Стоит отметить, что вокруг Иисуса Христа располагается тетраморф ‒ аллегорическое изображение 4 апостолов: Лука ‒ бык, Иоанн ‒ орел, Матвей ‒ ангел, Марк ‒ лев. Их призвание ‒ защищать трон божий и райское спокойствие. Они постают в теплой и жемчужной гамме. А вокруг плывут прозрачные голубые облака, что похожи больше на спокойное и погожее море. Надо сказать, что в отечественной иконографии образы апостолов в виде животных давно запрещалось рисовать. Такой символический прием использовали только в старообрядческих изображениях.
Знаменитый холст, размером 70 на 138 см, написанный маслом, хранится в Государственной Третьяковской галереи в Москве.
На картине Михаила Сатарова Лесная прохлада зритель видит летний лес и мелкую речушку или ручей, на правом берегу которого пятнистая лошадь, склонив голову, пьет текущую воду.
На картине изображен осенний пейзаж, присущий средней полосе России. Видно, что художник, работая над своей картиной, расположился на возвышении, с которого открывается вид на прекрасную равнину
Для народов, которые хранят собственные традиции и существуют в гармонии с природой, взаимодействие с другими видами живых существ является более чем естественным делом.
Зинаида Евгеньевна Серебрякова в настоящий момент является одной из великих женщин в истории русской живописи. Она была рождена в семье архитекторов и художников, что послужило первым шагом по её творческому пути
Для обывателя ни разу не видевшего картины этого автора, родившегося в первой трети 19 века (1832) и ушедшего на его окончании (1898), может показаться неясным привлекательность его картин.