Анализ рассказа Астафьева Фотография, на которой меня нет

Произведение является составной частью автобиографического сборника «Далекая и близкая сказка», описывающего детские воспоминания автора  о родных местах, людях, проживающих там.

Жанровая направленность произведения представляется автобиографическим рассказом, написанным в направлении реализма.

Основной темой рассказа является изображение преемственности семейных традиций, патриотизма и любви к родной земле, к ее историческому прошлому.

Композиционная структура рассказа имеет отличительную особенность, заключающуюся в наличии двух авторов. Повествование в произведении начинается первоначально от лица маленького мальчика, а в финале рассказчик представляется взрослым человеком.

Основная сюжетная линия раскрывается посредством описания приезда в деревню городского фотографа в довоенный период и встречи с сельскими жителями.

Главным героем рассказа является Витя, представленный в образе маленького мальчика, живущего с дедушкой и бабушкой, отличающийся шаловливостью и непоседливостью. В один из дней Витя, накатавшись на горке со своим другом Санькой, заболевает и не принимает участие в фотосъемке всего класса, о чем очень сильно переживает.

Второстепенными персонажами рассказа являются Санька, друг главного героя, представленный в образе настоящего приятеля, верного и преданного, готового на самоотверженный поступок, отказываясь от участия в фотосъемке, поддерживая больного товарища, бабушка, изображенная доброй старой женщиной, любящей своего единственного внука, а также учитель Евгений Николаевич, являющийся уважаемым в деревне человеком, любящий свою профессию, отличающийся интеллигентностью, образованностью, вежливостью, дружелюбием. Именно от учителя Витя получает памятную фотографию, на которой он сам отсутствует, что является примером доброты и сопереживания.

Характерной особенностью произведения является раскрытие автором проблематики человеческих взаимоотношений, касающихся не только главного персонажа, но и всех деревенских жителей. Описывая поступок Саньки, отказавшегося ради друга от участия в фотосъемке, рассказ учит читателей умению отказа ради дружбы от важного и знаменательного события. Кроме того, изображая отношение бабушки к внуку, писатель демонстрирует положительные человеческие черты в качестве доброты, сострадания, заботы о ближнем.

2 вариант

Современные люди привыкли к своим изображениям, запечатленным в разные моменты их жизни. Их разнообразию давно никто не удивляется. Особой значимости они не имеют. Совсем иначе к снимкам относились в довоенной России. Они делались редко, порой оставались единственным воспоминанием. История одной фотографии – так кратко можно передать сюжет произведения.

Астафьев в очередной раз обращается к своему детству, вспоминает историю, надолго оставшуюся в его памяти. Недаром приезд фотографа в деревню, где живет рассказчик, называет важным событием. Школьные уроки были прерваны, а гостя устроили жить к самому грамотному человеку. Снимки должны получиться хорошие.

Школьники гадают: кто из них будет красоваться на почетных местах снимка? Фотография должна всех объединить.

Санька с Витькой не были прилежными учениками, поэтому на видные места не рассчитывали. Они не обсуждали, какой будет фотография, просто занимались привычными делами. Подрались, ушли на гору, где до одури катались на санках.

Особое место в рассказе снова отведено Екатерине Ивановне, мудрой, терпеливой бабушке рассказчика. Она пытается вылечить внука, у которого после катания сильно разболелись ноги. Приговаривает, причитает. Речь героини напевная. Кажется, что она ругает внука. Но это звучит ласково, совсем не обидно.

Образы учителей не оставляют читателя равнодушным. Это они позаботились о приезде фотографа. Добрых, чутких, глубоко порядочных и образованных, педагогов уважали в селе. Они сами содержали школу, топили печь, проводили мероприятия в местном клубе. Деревенские жители помогали им. Бабы приносили продукты, присматривали за ребенком, давали жизненные советы.

Евгений Николаевич приходит домой к своему ученику, приносит фотографию, на которой нет изображения мальчика. В этом поступке ярко видно уважение к ребенку, сочувствие, стремление помочь. Учитель и учительница навсегда остались в памяти мальчика.

Саньки тоже не было на фотографии. Он поддержал Витю, отказался фотографироваться без друга. В мелочах проявляется настоящая дружба.

Картины деревенской жизни, суровой природы, сибирский говор сельских жителей делают повествование душевным, наполненным особенной нравственной красотой.

Рассказ учит сохранять память, уважительно относиться к учителям, любить малую родину.

Вариант 3

Сюжет автобиографического рассказа В.П.Астафьева очень прост (в глухое сибирское довоенное село Овсянка по приглашению учителя приезжает фотограф, чтобы сделать снимки школьников) но, несмотря на кажущуюся непритязательность, он не исчерпывает содержание произведения. Читателю, с неослабевающим вниманием следящему за повествованием, становится важно не столько то, чем же закончится история с фотографией, сколько описание уклада сибирской деревни, ее традиции и обычаи, которые рисует автор.

С первых же строк произведения мы знакомимся с главными героями рассказа: автором-повествователем Витей Потылицыным и его лучшим другом, Санькой. Это они должны были по всем канонам старинной фотографии сидеть в самом последнем ряду, потому что первые предназначались для умных и прилежных учеников. А мальчишки ни этой зимой, ни предыдущей не отличались, ни в учебе, ни в поведении. Расстроившись, друзья отправились кататься с горы на санках, и эта забава обернулась для них настоящей трагедией. Вечером у Вити случился приступ ревматизма. Промучившись всю ночь от нестерпимой боли в ногах, под утро он уснул, а проснулся лишь тогда, когда Санька зашел за ним, чтобы идти в школу фотографироваться. Но больные ноги не слушались, и мальчик вынужден был остаться дома. Санька, жалея друга, решил тоже никуда не ходить.  А бабушка, Катерина Петровна,  после выздоровления внука пообещала отвезти обоих друзей в район, чтобы там сделать из фотографии в фотоателье.

Фотограф сделал общий снимок без главных героев, а саму карточку, на обороте которой крупным бабушкиным почерком было выведено «Овсянская начальная школа 1-й ступени» Вите в дом принес школьный учитель. Так, следуя за автором в лирических отступлениях, мы знакомимся с остальными героями этого рассказа, которых немало. И Овсянка предстает перед нами не абстрактным, а живым селом, где люди ругаются, дерутся, иногда выпивают, ребятишки болеют и проказничают, собаки лают, по вечерам в домах слышится стук замершего гостя, самым уважаемым человеком в селе является учитель, а главным событием для всей деревни, безусловно, становится приезд фотографа. И теперь, спустя годы, автор бережно хранит уже пожелтевший снимок, на котором нет ни его, ни Саньки, без тени иронии или насмешки вглядываясь в оторопелые лица. Это живая память, бередящая душу воспоминаниями. Многих из его одноклассников уже давно нет в живых, они погибли на фронте, но навсегда остались живыми и молодыми в сердце автора.

8 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Фотография, на которой меня нет

Анализ произведения Фотография, на которой меня нет

Популярные сегодня темы