Произведение является сборником литературных миниатюр в виде лирических зарисовок, представляющих собой философские размышления писателя о жизненном смысле, человеческих отношений, о добре и зле, собранных в восьми хронологических тетрадях.
Жанровое направление миниатюр является сложным для определения, поскольку произведения создаются вне определенного жанра, но близки к модели стихотворений прозаического повествования.
В названии книги писатель использует понятие зарубки, сделанной на деревянном покрытии с помощью острого предмета с целью запоминания правильной дороги. Используемое название подчеркивает основную тематику миниатюр, заключающую в себе авторские рассуждения о скоротечности человеческой жизни, о времени, о собственном душевном состоянии в форме затеси, места, о котором всегда напоминает память человека.
Речевая стилистика художественных миниатюр выражается в применении писателем книжных стилистических оборотов в сочетании с народной речью, отличающейся живостью, достоверностью и особенным колоритом.
В качестве литературных приемов, усиливающих философское содержание книги, писатель использует многочисленные формы диалектизмов, устаревших слов и фраз, а также просторечье и разговорные выражения для наиболее яркого описания окружающего природного пейзажа, а также подчеркивая речевую характеристику героев произведений. Кроме того, книга изобилует разнообразными метафорами, эпитетами, олицетворениями и сравнениями.
Каждая в отдельности из миниатюр, представленных в сборнике, представляет собой самостоятельно и завершенное произведение, но включенные в единый цикл зарисовки приобретают особое звуковое своеобразие, создающее впечатление мозаичного объема и всеохватывающего взгляда на мир.
По литературному содержанию миниатюры условно разделяются на лирические («Хрустальный звон», «Есенина поют»), эпические, отличающиеся выраженной фабулой («Больше жизни», «Посткриптум»), а также зарисовки, относящиеся к типу эссе («Долбят гору», «Хвостик»). Однако все входящие в цикл произведения имеют отличительную особенность, заключающуюся в авторских раздумьях о духовной культуре русского народа, проблемах человеческого существования, взаимосвязи человека с окружающей природой, отношения к родной земле, демонстрирующих искренние переживания писателя о судьбе родины.
Проблемой в литературном произведении называют тот вопрос, который ставит и описывает на протяжении всего повествования. Причём писатель, как правило, не ставит вопрос прямо, обычно читателю самостоятельно приходится выделять
Начало повествования – это достаточно странная картина, по полю разбежалась домашняя утварь, которая больше не хочет жить со своей хозяйкой.
Чудесный доктор соответствует традиции так называемых святочных или рождественских рассказов, которые выстраиваются по определенной структуре. В таком жанре рассказ ставит главных героев в трудные обстоятельства
Основным персонажем пьесы является доктор Фауст, который олицетворяет в себе грезы и мечты многих людей своего времени. И в первую очередь – это познание мира.
И в самом деле, как часто люди задаются этим вопросом! Как понять, суров человек или жесток? А есть ли вообще разница? Для начала разберемся с определениями этих слов. Суровость – строгость, угрюмость, может даже отчужденность