Написанию великого, во всех смыслах, произведения, Булгаков посвятил долгие 12 лет своей жизни. «Мастер и Маргарита» является вершиной творчества автора.
Жанр произведения определяют, как роман, в котором есть несколько сюжетных линий, большое количество героев и действия развиваются на протяжении длительного времени.
На Патриарших прудах прогуливаются Берлиоз и Бездомный, там они встречают Сатану, называющего себя Воландом и занимающегося черной магией. Между товарищами происходит дискуссия о Иисусе Христе, в которую вмешивается Воланд, утверждая о реальном существовании Иисуса. Сатана предсказывает, что Берлиоз потеряет голову, а Бездомный заболеет шизофренией, так и происходит.
Профессор черной магии останавливается в столице со своей многочисленной свитой, состоящей из кота Бегемота, рыцаря Азазелло, девушки Геллы и Коровьева. С их появлением город наполняется таинственными событиями. Одновременно с этим развивается роман замужней Маргариты и бедного писателя Мастера.
Маргариту и Мастера разлучают, но взамен на услугу девушки – стать королевой на балу у сатаны, он возвращает ей возлюбленного из психиатрической больницы.
Другой сюжет, развивающийся параллельно, является книгой, написанной Мастером о событиях, происходящих в Ершалаиме, где к Понтию Пилату попадает Иешуа, которому он должен вынести приговор. Арестованный не является виновным и Понтий пытается ему помочь, но безрезультатно, Иешуа распяли на кресте.
Воланд считает, что влюбленные заслужили покой. Азазелло предлагает им вино, выпив, они падают без чувств. Мастер и Маргарита уходят в даль с Воландом. Любовь одерживает победу.
Центральной темой произведения является тема противостояния добра и зла.
Воланд – Сатана, «князь тьмы». Прибыл в город в качестве «профессора черной магии» и взбудоражил город, бескорыстно принял участие в судьбе влюбленных.
Мастер – писатель, возлюбленный Маргариты, попавший в психиатрическую лечебницу, не выдержав критики, обрушившейся на него за роман о Понтии Пилате.
Маргарита – красивая и умная замужняя женщина, полюбившая Мастера. Становится музой писателя, ради спасения любимого заключает сделку с Сатаной.
Иван Бездомный – поэт, не верящий в существование Дьявола и Иисуса. Его жизнь переворачивается после встречи с Воландом и гибели Берлиоза, которая становится причиной попадания героя в психиатрическую лечебницу.
Берлиоз – начитанный и умный, горделивый представитель литературного объединения, считающий, что все в жизни происходит по желанию человека. После встречи с Воландом попадает под трамвай и погибает.
Азазелло – участник свиты Воланда, демон.
Коровьев (Фагот) – рыцарь, который в наказание должен находиться в свите Сатаны.
Гелла – ведьма – вампир, обладающая красивой внешностью, но имеющая ужасный шрам на лице.
Кот Бегемот – дух, из свиты Воланда.
Композицию великого произведения Булгакова можно назвать весьма сложной, она представляет собой роман в романе, в котором две сюжетные линии развиваются параллельно друг другу.
Бессмертный роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» является настоящим бестселлером русской литературы. Он стал популярен особенно в период после распада СССР, именно тогда текст стал доступен большому количеству читателей.
Произведение примечательно тем, что в нём развёртывается довольно много перекликающихся друг с другом тем. Одна из них – тема религиозная. Так, изображая Москву 1930-х годов, Булгаков откровенно высмеивает людей, которые решили жить без Бога. Это ярко видно на примере сцены на Патриарших прудах. Воланд заводит с Берлиозом интересный разговор о том, что на самом деле есть, а чего нет.
Дьявол открыто радуется тому, что Берлиоз отрицает Бога, а вот за то, что писатель отказывается верить в существование дьявольских сил, Воланд наказывает его жестокой смертью. На самом деле Берлиоз сам виноват. Ведь так безапелляционно утверждать, что нет ничего, кроме видимого, глупо и неблагоразумно. И такую идеологию прививали всей стране. Воланд, конечно, даже не претендует на роль Бога, как некоторым может показаться. Он наказывает людей не для того, чтобы чему-либо их научить, а потому, что такова его чертовская природа. Скорее, Булгаков хочет показать, что там, где Бога отвергли, не будет ничего хорошего. Обязательно вмешаются тёмные силы, третьего не дано.
Ещё одна тема – тема любви. Что такое любовь? В понимании Булгакова, это готовность пожертвовать своими удобствами ради других. Так поступает Иисус Христос и Маргарита. Они с готовностью приносят себя в жертву за других: Маргарита идет на сделку с Воландом ради Мастера, а Иисус Христос вообще отдаёт свою жизнь за всё грешное человечество. Эти люди не побоялись отвергнуть комфорт и своё личные амбиции ради близких им людей.
Наконец, важная тема – чиновничий беспредел. Булгаков «проникает» внутрь многих кабинетов солидных людей, позиционирующих себя как занимающихся важными государственными делами. Но на деле они взяточники, казнокрады и просто жадные люди. Варенуха, Римский, Босой и прочие заботятся только о том, как бы спасти свою шкуру. Булгаков показывает, насколько прогнило современное ему общество.
Как видим, роман «Мастер и Маргарита» очень увлекательный. Недаром он столь популярен, особенно в молодёжной среде. Роман интересен как в плане организации художественного пространства, так и в плане интересных злободневных и актуальных тем, которые становятся основой сюжета произведения.
Булгаков длительное время писал произведение «Мастер и Маргарита», вносил изменения, совершенствовал, поэтому по сей день, оно читается с интересом и не теряет свою актуальность.
Произведение повествует сложности творчества, какого приходится авторам, борющихся за публикацию своего романа. Через какие трудности и ненастья проходят они с целью донести до нас проблемы общества. Таким образом, и создавалось произведение мастера о Понтии Пилате, но так и не смог опубликовать его, столкнувшись с критикой богемы и её сторонников.
Булгаков хочет сказать, что Мастер должен был бороться за свой труд, как, и приходится, по сей день, что-то творишь новое, а потом доказываешь это, пока общество не переварит данную новизну идей.
Так и в этом романе, Мастер быстро сдаётся, сдаётся пересудам, малодушию и сплетням, описывая в своем произведении, совсем противоположного себе образа Иешуа, утверждённый в своих убеждениях и твёрдо знающего, что хочет от жизни. Ради человеческих ценностей он обрекает себя на смерть, лишь доказать свою правоту и защитить истину.
Еще одна противоположность этому образу является герой рассказа Понтий Пилат, являющимся прокурором, участвующий в рассмотрении убеждений Иешуа. Понтий выступает против Христа в Библии, уговаривая Иешуа, тоже смирится с этим, коем образом спас бы себя от суда, однако философ не соглашается с ним и берет на себя все тяги этой истории, заканчивающая его гибелью, а Понтия обрекая на пожизненные муки совести.
Как бы то ни было, Мастер был талантливым писателем, искренне переживавший всю историю, однако не выдержавший высказывания злых языков, тем самым попадает в лечебницу. Его возлюбленная Маргарита всегда поддерживала его, рискуя собой, продала душу сатане, вопреки спасению Мастера.
Мастер ко всему иному был фанатом своего дела, полностью отдан творчеству, без корысти и интереса к деньгам, славе и награде. Не выдержав натиска со стороны не доброжелателей, он сжигает свое произведение, желая обрести покой и умиротворение с Маргаритой, тем самым давая слабинку злу.
Злом в произведении по идеи выступает Дьявол, своей борьбой за справедливость и свершение правосудия, так как таким образом его воспринимают люди. Однако, когда свет и тьма борются друг с другом, то сложно провести и очертить границы, означающие равновесие справедливости.
Главный смысл романа заключается в том, что люди винившие судьбу за свои погрешности делают ошибку, так как все происходит по их воле, просто вовремя осознанные действия будут причиной то ли их бед, то ли радостей, и всему решать поступкам.
События произведения "Мастер и Маргарита" происходят в Москве. Михаилом Булгаковым используется Московская топонимика, с помощью него повествование кажется читателю более правдоподобным, он лучше погружается в сюжет.
На создание романа Булгакова вдохновило произведение известного писателя Гёте "Фауст". Он решил создать собственный роман. Известно, что первейшие записки были созданы в 1928 году. В самых начальных страницах еще не присутствовали Мастер с Маргаритой. Сюжет был про появление Христа и Воланда. С последним, кстати, связано изначальное наименование романа. В начале 1930-х годов писатель внезапно сжигает свои рукописи, и через пару лет возобновляет работу найдя уцелевшие листы.
Однако, ровно через десять лет после возобновления работы его одолевает серьёзная болезнь, и его супруга создавала произведение под его диктовку, будто преданная Маргарита. Когда наконец роман был окончен, жена посещала множество издательских домов, но, увы, везде ей отвечали отказом. Через 30 лет в свет выйдет роман, однако значительно отличающийся от оригинальной версии.
Всё же без цензуры этот роман, проникнутый таинственностью вышел в печать в Германии. Спустя четыре года после выхода в Германии, произведение было опубликовано и в Советском Союзе. Данные факты позволяют сделать продуктивный анализ произведения "Мастер и Маргарита".
Сам роман отличен от других тем, что имеет в себе параллель между персонажами. В произведении есть множество сюжетных линий. Также он изобилует различными героями. Производя анализ творения Булгакова, мы делим его на части:
1. События произошедшие в Москве
2. Рассказ ведущийся Мастером
Само произведение несёт в себе философский подтекст. Он выражается в отношениях человека с властью не только московского времени, но и пилатовского. Писатель Булгаков делает акцент на том, что эта проблема была всегда, во все времена и эпохи.
Большое внимание в романе уделено библейской теме - она является центральной. Люди, критикующие Булгакова, были удивлены тем, насколько правдивой выглядит хронология событий, которые они приравнивали к писанию Левия Матфея.
Анализируемое произведение не обошла стороной и тема любви. При первой встрече Маргариты и Мастера, читателю ясно, что перед ним искренняя любовь, как говорится "с первого взгляда". Конечно же, данная любовь должна быть окончена самым трагичным образом.
Жанровое значение произведения определяется в виде романа с присущими в традиционном литературном понимании признаками, выраженными несколькими сюжетными линиями, многочисленностью персонажей, а также развитием сюжетного действия в длительный временной период.
Отличительной особенностью романа является его фантасмагоричный, фантастический оттенок, проявляющийся в композиционной структуре, которая представляет собой «роман в романе», то есть применение писателем нестандартного литературного приема в виде создания одного творения в рамках другого произведения. При этом несмотря на значительные отличия в двух повествованиях, роман является цельным и крепким, отображая неразрывную взаимосвязь между прошлым и будущим.
В произведении раскрываются несколько тематик, сплетенных между собой одним авторским замыслом, рассказывающим о борьбе зла и добра, включающих любовную тему, придающую роману нежный лейтмотив, сатирическую тему, представленную гастролями Воланда, а также философские темы сочувствия и прощения.
Главной идеей произведения являются понятия добра и зла, которые в равной степени проявляются и в окружающей природе, а также в человеческих душах, а также находятся в неразрывной связи между собой с присущей обоим относительностью. Стремление к правильному определению итоговых результатов борьбы двух данных составляющих представляется писателем в описании ершалаимских глав романа. При этом автор изображает образ зла в виде дьявола, который демонстрирует на абсолютную тьму, совершая справедливые поступки, тем самым, писатель выражает собственную мысль о выборе каждого человека между добром и злом.
Ключевой сюжетной линией романа изображаются взаимоотношения Маргариты и Мастера, тесно переплетающие человеческие символические ценности в виде любви и творчества. Именно поэтому имена представленных в романе образов выносятся писателем в название произведения.
Немаловажная роль в романе отводится описанию в центральных сценах окружающей природы в виде городского пейзажа, появления небесных светил (солнце, лунный свет), небывалого ливня в сопровождении с сильнейшей грозой в момент проведения казни Иешуа.
Среди огромного количества персонажей романа ключевое значение среди них имеют образы Воланда, Понтия Пилата, Мастера, Маргариты, Иешуа Га-Ноцри, символизирующий Иисуса Христа.
Роман, который приобрел легендарную славу, создается писателем на протяжении долгого двенадцатилетнего периода времени, претерпевая огромное количество изменений, дополнений, но в конечном варианте приобретя поразительный композиционный результат.
Этот случай всегда останется в моей памяти. Мне было примерно десять лет, когда я захотела кататься на коньках. Это желание появилось у меня после рассказов дяди о том
Крестьянский сын Сергей Есенин появился на свет 21 сентября 1985 года в рязанской глубинке селе Константинове.
Этот герой произведения является дворянином, является сыном Владимира Дубровского. Его отец был помещиком и обеднел, воспитывал сына один. Он смелый, добрый, имеет довольно привлекательную внешность и прелестный звучный голос.
Действие рассказа начинается в Масленницу. В городе царит радостное настроение. Несмотря на начавшуюся метель, сотни людей направляются к цирку. Они предвкушают интересное представление
Надо беречь и приумножать природные богатства нашей Родины. Все ресурсы ограничены, воды становится всё меньше. Мы должны понимать, что нам нужно пить очищенную, прозрачную, без вредных примесей воду.
Каждый человек, не важно, взрослый или ребенок, с нетерпением ждет наступления лета. Так как это прекрасная пора для отдыха, каникул и отпусков. Каждый старается как можно больше времени уделить своей семье