Написанию великого, во всех смыслах, произведения, Булгаков посвятил долгие 12 лет своей жизни. «Мастер и Маргарита» является вершиной творчества автора.
Жанр произведения определяют, как роман, в котором есть несколько сюжетных линий, большое количество героев и действия развиваются на протяжении длительного времени.
На Патриарших прудах прогуливаются Берлиоз и Бездомный, там они встречают Сатану, называющего себя Воландом и занимающегося черной магией. Между товарищами происходит дискуссия о Иисусе Христе, в которую вмешивается Воланд, утверждая о реальном существовании Иисуса. Сатана предсказывает, что Берлиоз потеряет голову, а Бездомный заболеет шизофренией, так и происходит.
Профессор черной магии останавливается в столице со своей многочисленной свитой, состоящей из кота Бегемота, рыцаря Азазелло, девушки Геллы и Коровьева. С их появлением город наполняется таинственными событиями. Одновременно с этим развивается роман замужней Маргариты и бедного писателя Мастера.
Маргариту и Мастера разлучают, но взамен на услугу девушки – стать королевой на балу у сатаны, он возвращает ей возлюбленного из психиатрической больницы.
Другой сюжет, развивающийся параллельно, является книгой, написанной Мастером о событиях, происходящих в Ершалаиме, где к Понтию Пилату попадает Иешуа, которому он должен вынести приговор. Арестованный не является виновным и Понтий пытается ему помочь, но безрезультатно, Иешуа распяли на кресте.
Воланд считает, что влюбленные заслужили покой. Азазелло предлагает им вино, выпив, они падают без чувств. Мастер и Маргарита уходят в даль с Воландом. Любовь одерживает победу.
Центральной темой произведения является тема противостояния добра и зла.
Воланд – Сатана, «князь тьмы». Прибыл в город в качестве «профессора черной магии» и взбудоражил город, бескорыстно принял участие в судьбе влюбленных.
Мастер – писатель, возлюбленный Маргариты, попавший в психиатрическую лечебницу, не выдержав критики, обрушившейся на него за роман о Понтии Пилате.
Маргарита – красивая и умная замужняя женщина, полюбившая Мастера. Становится музой писателя, ради спасения любимого заключает сделку с Сатаной.
Иван Бездомный – поэт, не верящий в существование Дьявола и Иисуса. Его жизнь переворачивается после встречи с Воландом и гибели Берлиоза, которая становится причиной попадания героя в психиатрическую лечебницу.
Берлиоз – начитанный и умный, горделивый представитель литературного объединения, считающий, что все в жизни происходит по желанию человека. После встречи с Воландом попадает под трамвай и погибает.
Азазелло – участник свиты Воланда, демон.
Коровьев (Фагот) – рыцарь, который в наказание должен находиться в свите Сатаны.
Гелла – ведьма – вампир, обладающая красивой внешностью, но имеющая ужасный шрам на лице.
Кот Бегемот – дух, из свиты Воланда.
Композицию великого произведения Булгакова можно назвать весьма сложной, она представляет собой роман в романе, в котором две сюжетные линии развиваются параллельно друг другу.
Бессмертный роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» является настоящим бестселлером русской литературы. Он стал популярен особенно в период после распада СССР, именно тогда текст стал доступен большому количеству читателей.
Произведение примечательно тем, что в нём развёртывается довольно много перекликающихся друг с другом тем. Одна из них – тема религиозная. Так, изображая Москву 1930-х годов, Булгаков откровенно высмеивает людей, которые решили жить без Бога. Это ярко видно на примере сцены на Патриарших прудах. Воланд заводит с Берлиозом интересный разговор о том, что на самом деле есть, а чего нет.
Дьявол открыто радуется тому, что Берлиоз отрицает Бога, а вот за то, что писатель отказывается верить в существование дьявольских сил, Воланд наказывает его жестокой смертью. На самом деле Берлиоз сам виноват. Ведь так безапелляционно утверждать, что нет ничего, кроме видимого, глупо и неблагоразумно. И такую идеологию прививали всей стране. Воланд, конечно, даже не претендует на роль Бога, как некоторым может показаться. Он наказывает людей не для того, чтобы чему-либо их научить, а потому, что такова его чертовская природа. Скорее, Булгаков хочет показать, что там, где Бога отвергли, не будет ничего хорошего. Обязательно вмешаются тёмные силы, третьего не дано.
Ещё одна тема – тема любви. Что такое любовь? В понимании Булгакова, это готовность пожертвовать своими удобствами ради других. Так поступает Иисус Христос и Маргарита. Они с готовностью приносят себя в жертву за других: Маргарита идет на сделку с Воландом ради Мастера, а Иисус Христос вообще отдаёт свою жизнь за всё грешное человечество. Эти люди не побоялись отвергнуть комфорт и своё личные амбиции ради близких им людей.
Наконец, важная тема – чиновничий беспредел. Булгаков «проникает» внутрь многих кабинетов солидных людей, позиционирующих себя как занимающихся важными государственными делами. Но на деле они взяточники, казнокрады и просто жадные люди. Варенуха, Римский, Босой и прочие заботятся только о том, как бы спасти свою шкуру. Булгаков показывает, насколько прогнило современное ему общество.
Как видим, роман «Мастер и Маргарита» очень увлекательный. Недаром он столь популярен, особенно в молодёжной среде. Роман интересен как в плане организации художественного пространства, так и в плане интересных злободневных и актуальных тем, которые становятся основой сюжета произведения.
В своем исследовании я хотел бы обратиться к вопросу о том, как культурные ценности формируют личность человека и его отношение к миру. Для этого мы рассмотрим пример произведения "Мастер и Маргарита" Михаила Булгакова, которое является ярким отражением столкновения разных мировоззрений в рамках одной истории.
В романе представлен уникальный дуэт героев - Мастера и Маргариты, каждый из которых олицетворяет определенные культурные идеалы. Мастер, писатель-отшельник, представляет собой образ творческой личности, погруженной в свой внутренний мир и стремящейся создать шедевр литературы. Он воплощает идею искусства как высшего выражения человеческого духа и стремления к совершенству. Его творчество является проявлением культуры как способа самоутверждения человека в мире.
Маргарита, с другой стороны, олицетворяет силу страсти и воли к жизни. Она бросает вызов обществу и своим предрассудкам, ради любви готова идти на риск и изменять свою жизнь кардинальным образом. Маргарита символизирует свободу духа и способность человека преодолевать границы своего существования. Ее культурный идеал - это свобода выбора, независимость от социальных норм и готовность следовать своему сердцу.
Взаимодействие Мастера и Маргариты показывает нам, как культура влияет на формирование личности. Мастер находит вдохновение в своей творческой деятельности, его мир наполняется смыслом благодаря искусству. Он стремится к идеалу красоты и гармонии через литературу, что становится для него способом самоидентификации и выражения своего "я". Маргарита же, напротив, обретает свободу и силу через преодоление барьеров общества. Она выбирает свой путь вопреки общественному мнению, проявляя личную ответственность за свою судьбу.
Таким образом, в романе Булгакова мы видим столкновение двух культурных парадигм - искусства как самоцели и свободы индивидуума как высшей ценности. Мастер находит свое место в мире через творческий процесс, а Маргарита - через освобождение от социальных ограничений. Обе эти модели формируют личность героев и определяют их отношение к жизни.
Обратим внимание на то, что культура не только создает личность человека, но и влияет на его взаимодействие с миром. Мастер замкнут в своем мире искусства, он мало обращает внимания на окружающее общество. Его мир - это внутренний космос творческой личности. Маргарита же активно воздействует на свое окружение, она меняет свою жизнь и становится частью новой реальности. Она не только принимает вызовы мира, но и сама создает новые возможности для себя через свои действия.
В итоге мы приходим к выводу о том, что культура является мощным фактором в формировании личности человека. Она определяет наши идеалы, ценности и цели в жизни. Искусство Мастерского толка может стать способом самоутверждения, а стремление Маргариты к свободе - путем личностного роста и преодоления барьеров общества. Культурные ориентиры формируют нашу идентичность и определяют наше восприятие мира вокруг нас.
Таким образом, в романе Булгакова мы можем наблюдать за процессом становления личности через призму культуры. Мастер и Маргарита показывают нам два разных пути самоидентификации - через искусство или свободу индивидуума. Их истории учат нас важности культурных ценностей в жизни человека и их роли в формировании нашего отношения к миру.
Булгаков длительное время писал произведение «Мастер и Маргарита», вносил изменения, совершенствовал, поэтому по сей день, оно читается с интересом и не теряет свою актуальность.
Произведение повествует сложности творчества, какого приходится авторам, борющихся за публикацию своего романа. Через какие трудности и ненастья проходят они с целью донести до нас проблемы общества. Таким образом, и создавалось произведение мастера о Понтии Пилате, но так и не смог опубликовать его, столкнувшись с критикой богемы и её сторонников.
Булгаков хочет сказать, что Мастер должен был бороться за свой труд, как, и приходится, по сей день, что-то творишь новое, а потом доказываешь это, пока общество не переварит данную новизну идей.
Так и в этом романе, Мастер быстро сдаётся, сдаётся пересудам, малодушию и сплетням, описывая в своем произведении, совсем противоположного себе образа Иешуа, утверждённый в своих убеждениях и твёрдо знающего, что хочет от жизни. Ради человеческих ценностей он обрекает себя на смерть, лишь доказать свою правоту и защитить истину.
Еще одна противоположность этому образу является герой рассказа Понтий Пилат, являющимся прокурором, участвующий в рассмотрении убеждений Иешуа. Понтий выступает против Христа в Библии, уговаривая Иешуа, тоже смирится с этим, коем образом спас бы себя от суда, однако философ не соглашается с ним и берет на себя все тяги этой истории, заканчивающая его гибелью, а Понтия обрекая на пожизненные муки совести.
Как бы то ни было, Мастер был талантливым писателем, искренне переживавший всю историю, однако не выдержавший высказывания злых языков, тем самым попадает в лечебницу. Его возлюбленная Маргарита всегда поддерживала его, рискуя собой, продала душу сатане, вопреки спасению Мастера.
Мастер ко всему иному был фанатом своего дела, полностью отдан творчеству, без корысти и интереса к деньгам, славе и награде. Не выдержав натиска со стороны не доброжелателей, он сжигает свое произведение, желая обрести покой и умиротворение с Маргаритой, тем самым давая слабинку злу.
Злом в произведении по идеи выступает Дьявол, своей борьбой за справедливость и свершение правосудия, так как таким образом его воспринимают люди. Однако, когда свет и тьма борются друг с другом, то сложно провести и очертить границы, означающие равновесие справедливости.
Главный смысл романа заключается в том, что люди винившие судьбу за свои погрешности делают ошибку, так как все происходит по их воле, просто вовремя осознанные действия будут причиной то ли их бед, то ли радостей, и всему решать поступкам.
События произведения "Мастер и Маргарита" происходят в Москве. Михаилом Булгаковым используется Московская топонимика, с помощью него повествование кажется читателю более правдоподобным, он лучше погружается в сюжет.
На создание романа Булгакова вдохновило произведение известного писателя Гёте "Фауст". Он решил создать собственный роман. Известно, что первейшие записки были созданы в 1928 году. В самых начальных страницах еще не присутствовали Мастер с Маргаритой. Сюжет был про появление Христа и Воланда. С последним, кстати, связано изначальное наименование романа. В начале 1930-х годов писатель внезапно сжигает свои рукописи, и через пару лет возобновляет работу найдя уцелевшие листы.
Однако, ровно через десять лет после возобновления работы его одолевает серьёзная болезнь, и его супруга создавала произведение под его диктовку, будто преданная Маргарита. Когда наконец роман был окончен, жена посещала множество издательских домов, но, увы, везде ей отвечали отказом. Через 30 лет в свет выйдет роман, однако значительно отличающийся от оригинальной версии.
Всё же без цензуры этот роман, проникнутый таинственностью вышел в печать в Германии. Спустя четыре года после выхода в Германии, произведение было опубликовано и в Советском Союзе. Данные факты позволяют сделать продуктивный анализ произведения "Мастер и Маргарита".
Сам роман отличен от других тем, что имеет в себе параллель между персонажами. В произведении есть множество сюжетных линий. Также он изобилует различными героями. Производя анализ творения Булгакова, мы делим его на части:
1. События произошедшие в Москве
2. Рассказ ведущийся Мастером
Само произведение несёт в себе философский подтекст. Он выражается в отношениях человека с властью не только московского времени, но и пилатовского. Писатель Булгаков делает акцент на том, что эта проблема была всегда, во все времена и эпохи.
Большое внимание в романе уделено библейской теме - она является центральной. Люди, критикующие Булгакова, были удивлены тем, насколько правдивой выглядит хронология событий, которые они приравнивали к писанию Левия Матфея.
Анализируемое произведение не обошла стороной и тема любви. При первой встрече Маргариты и Мастера, читателю ясно, что перед ним искренняя любовь, как говорится "с первого взгляда". Конечно же, данная любовь должна быть окончена самым трагичным образом.
Жанровое значение произведения определяется в виде романа с присущими в традиционном литературном понимании признаками, выраженными несколькими сюжетными линиями, многочисленностью персонажей, а также развитием сюжетного действия в длительный временной период.
Отличительной особенностью романа является его фантасмагоричный, фантастический оттенок, проявляющийся в композиционной структуре, которая представляет собой «роман в романе», то есть применение писателем нестандартного литературного приема в виде создания одного творения в рамках другого произведения. При этом несмотря на значительные отличия в двух повествованиях, роман является цельным и крепким, отображая неразрывную взаимосвязь между прошлым и будущим.
В произведении раскрываются несколько тематик, сплетенных между собой одним авторским замыслом, рассказывающим о борьбе зла и добра, включающих любовную тему, придающую роману нежный лейтмотив, сатирическую тему, представленную гастролями Воланда, а также философские темы сочувствия и прощения.
Главной идеей произведения являются понятия добра и зла, которые в равной степени проявляются и в окружающей природе, а также в человеческих душах, а также находятся в неразрывной связи между собой с присущей обоим относительностью. Стремление к правильному определению итоговых результатов борьбы двух данных составляющих представляется писателем в описании ершалаимских глав романа. При этом автор изображает образ зла в виде дьявола, который демонстрирует на абсолютную тьму, совершая справедливые поступки, тем самым, писатель выражает собственную мысль о выборе каждого человека между добром и злом.
Ключевой сюжетной линией романа изображаются взаимоотношения Маргариты и Мастера, тесно переплетающие человеческие символические ценности в виде любви и творчества. Именно поэтому имена представленных в романе образов выносятся писателем в название произведения.
Немаловажная роль в романе отводится описанию в центральных сценах окружающей природы в виде городского пейзажа, появления небесных светил (солнце, лунный свет), небывалого ливня в сопровождении с сильнейшей грозой в момент проведения казни Иешуа.
Среди огромного количества персонажей романа ключевое значение среди них имеют образы Воланда, Понтия Пилата, Мастера, Маргариты, Иешуа Га-Ноцри, символизирующий Иисуса Христа.
Роман, который приобрел легендарную славу, создается писателем на протяжении долгого двенадцатилетнего периода времени, претерпевая огромное количество изменений, дополнений, но в конечном варианте приобретя поразительный композиционный результат.
«Старуха Изергиль» - это замечательная и поучительная история в стиле знаменитого романтизма, которая была написана ещё юным Максимом Горьким на закате девятнадцатого века (1895 год).
Учителя - это люди высокого призвания, которые несут на себе ответственность за будущее нашей страны. Они передают знания и опыт следующему поколению
Думаю, у каждого человека есть смешные и не очень истории из детства. Стоит только покопаться в недрах своей памяти. Так приятно иногда посидеть, вспомнить. Ностальгия всегда дарит положительные эмоции
Некрасов глубоко сострадал русскому народу. Это нашло отражение в его творчестве. Он пришлось на 50-70-е годы 19 века. Это время расцвета народной демократии. По всей России поднимается волна народного
Повествование начинается с того, что на зоне ранний подъем, но барак в этот раз не открывают. Поэтому все решают, что есть время подколымить, попытаться получить лишнюю порцию еды, главное всем знать меру и не стать стукачом
В.В. Верещагин является выдающимся русским художником-баталистом. Также он известен как талантливый публицист, из-под пера которого появились книги, статьи, эссе и заметки.