Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» является поистине философским. За затягивающим течением размеренного повествования о человеческих судьбах скрывается множество поистине «вечных» вопросов о том, что такое хорошо и что такое плохо, в чём истинное предназначение каждого человека, зачем и для чего мы живём. А герои ершалаимских глав произведения, Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат, являются одними из наиболее впечатляющих и удивительных героев романа.
Понтий Пилат, прокуратор Иудеи, за свою жизнь привык командовать и управлять, выносить приговоры и принимать самые разнообразные решения, пусть даже и жестокие, и бесчеловечные. Он постоянно чувствует себя одиноким, ведь у него есть лишь один верный друг — его пёс. Однако встреча с Иешуа перевернула жизнь прокуратора, заставив усомниться практически во всём.
Иешуа Га-Ноцри, прототипом которого является Иисус Христос, предстал перед Понтием Пилатом в качестве преступника. Говорили, что он подговаривал людей к восстанию, однако на самом деле Иешуа просто разговаривал с ними. После нескольких минут общения с Га-Ноцри прокуратор осознал, что перед ним стоит необыкновенный человек. Необычайно умный, тонкий и глубокий, Иешуа замечал то, чего не замечали другие, чего не замечал и сам Понтий Пилат. Возникало ощущение, что в душе Иешуа царила гармония, о которой Пилату можно было только мечтать в перерывах между мучительной головной болью, терзающей его уже много лет. Однако прокуратор Иудеи испугался. Испугался необычного человека, испугался осуждения со стороны своего народа, банально испугался поступить не так, как ожидают другие люди — и приговорил невиновного Иешуа к казни.
После данного решения, которое с течением времени оказалось поистине судьбоносным, изменилось всё. Умирая, Иешуа сказал, что трусость — это самый страшный порок, и Понтий Пилат полностью осознал и прочувствовал это. На протяжении очень долгого промежутка времени он страдал и терзался тяжёлыми мыслями, но осознав свой грех и раскаявшись, Пилат обрёл покой и вновь встретился с Иешуа, на этот раз — в другом мире и без дальнейшего расставания.
На мой взгляд, в романе «Мастер и Маргарита» Булгаков стремиться открыть глаза читателям на то, каким бы был мир, если бы в нём не существовало ни зла, ни добра. Без зла в лице плохого поступка Понтия Пилата он бы никогда не узнал, что есть истинное добро, которое открыл ему Иешуа, а также никогда бы не познал, к какой жизни нужно стремиться и как нужно поступать, чтобы в душе была гармония. Безусловно, человек склонен совершать ошибки, это абсолютно естественно, однако не извлекать из них уроки — настоящее преступление. За искренним раскаянием должно следовать такое же искреннее прощение, и я полагаю, что именно эту жизненную философию Михаил Афанасьевич Булгаков стремился открыть своим читателям на примере двух столь непохожих героев произведения — Иешуа Га-Ноцри, странника, и Понтия Пилата, прокуратора Иудеи.
Центральной в романе М.А.Булгакова является тема добра и зла. Многие моменты затронуты писателем философски, так как он стремится к тому, чтобы дать читателю возможность самому сделать выводы о событиях, разворачивающихся в произведении. Так, мысли и поступки героев Ершалаимских глав романа, прокуратора иудеи Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри, являются особенно удивительными и интересными.
По сюжету произведения Иешуа Га-Ноцри, прототипом которого является Иисус Христос, оказывается на суде по подозрению в заговоре. Его судит прокуратор Понтий Пилат - одинокий и несчастливый человек, для котрого в жизни нет ничего ценнее его единственного друга, преданного пса. В этот день у Понтия Пилата страшно болит голова, но речи преступника пробуждают в нём неподдельный интерес. С виду он кажется сумасшедшим, но в его словах столько правдивости и ума, что прокуратор не может не быть заинтересован беседой с Иешуа Га-Ноцри, который искренне любил людей и называл всех, даже самых подлых, "добрыми людьми".
Вердикт, вынесенный Иешуа Га-Ноцри, приводит прокуратора в изумление. Против его ожиданий о помиловании преступника, ему назначают смертную казнь. Понтий Пилат предпринимает лишь одну несмелую попытку разубедить судей, но у него не получается, и он замолкает. Будучи распятым на кресте, Иешуа Га-Ноцри произносит: "трусость - самый страшный порок". В скором времени прокуратор осознаёт, что эти слова относились к нему и что он совершил одну из самых страшных ошибок в своей жизни, побоявшись защитить ни в чем неповинного праведника, не заслужившего такой жестокой смерти и истязаний.
Остаток жизни Понтий Пилат проводит, раскаиваясь в своём грехе. В финале произведения Иешуа Га-Ноцри прощает прокуратора, дарует ему вечную свободу. Теперь ничего не мешает им продолжать свой разговор, о чём несчастный прокуратор грезил столько лет.
Таким образом, мы понимаем, что каждому человеку свойственно испытывать обычные человеческие чувства, ошибаться. Однако далеко не все раскаиваются в своих грехах и несут за них наказание, далеко не все пытаются исправить свою роковую ошибку. Именно благодаря этому прокуратор оказывается прощён Иешуа Га-Ноцри, награждён свободой и покоем, которого он жаждал столько лет. Мораль взаимоотношений этих героев состоит в том, что ошибиться - не страшно, куда страшнее не придать своей ошибке значения, забыть о ней, так и не осознав масштаба зла, причинённого людям своей неосторожностью.
В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» главы, описывающие Ершалаим, являются частью романа Мастера. Ершалаимский и московский миры тесно переплетаются друг с другом. В первом пласте автор поднимает проблемы выбора, свободы и несвободы, а также раскаяния.
Иешуа - милосердный человек с собственным мировоззрением. Многие исследователи творчества Булгакова говорят, что прототипом стал Иисус Христос. Однако Иешуа не описан как божественное явление. Это обычный человек.
Понтий Пилат – прокуратор Иудеи. И Иешуа предстает перед ним в качестве преступника. Его судили за заговор. Будто бы Иешуа подговаривал всех к восстанию.
При разговоре героев у прокуратора сильно болит голова. Поэтому он не был заинтересован говорить с преступником. Но чем дальше, тем больше Понтий Пилат проникается к Иешуа, чувствуя к нему огромный интерес. Прокуратом смятен, когда Иешуа избавляет его от головной боли.
Иешуа Га-Ноцри не понимает насилия, но всегда готов к всепрощению. Несмотря на все пройденные трудности и испытания, он искренне улыбается и рад жизни. Он никого не винит в своей смерти.
Иешуа считает всех людей добрыми, он верит в духовную силу человека. Даже Марк Крысобой для него хороший человек. Пилат же утверждает, что все люди по природе своей злы и лживы.
Понтий Пилат – вершитель судеб – по-настоящему одинок. Единственный его друг – верный пес. Поэтому для героя встреча с Иешуа является переворотной. Он задумывается о тех мыслях, которые проповедовал Иешуа. Он хочет спасти героя, он ищет различные варианты для этого. Однако боязнь ответственности мешает Понтию что-то сделать для философа.
Иешуа мог бы сказать неправду, чтобы защитить свою жизнь. Но он не привык лгать и не делает этого согласно своим принципам.
Понтий Пилат проявляет трусость, когда отправляет Иешуа на казнь, и позже ему приходится раскаяться за это. Перед казнью Га-Ноцри утверждает, что главный человеческий порок – трусость. Пилат осознает, что поступил неправильно. Совесть мучает его. Он хочет оправдаться перед философом и главное перед собой и приказывает убить Иуду, предавшего Иешуа. Однако это не приносит утешения. Прокуратор искренне желает оказать помощь ученику Га-Ноцри, Левию Матвею. И тот действительно видит, как меняются поступки Понтия Пилата. То есть Иешуа Га-Ноцри смог изменить, сделать добрее хотя бы одного человека. Пилат поверил арестанту, понял его мировоззрение.
Образы Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри совершенно не похожи друг на друга. Суровый и могущественный прокуратор и нищий философ. Не смотря на это, они находят друг в друге хороших собеседников.
Жить с угрызениями совести придётся прокуратору всегда, он никогда не избавиться от раскаяния.
Все люди совершают ошибки. Но необходимо извлекать из них уроки и стремиться к высокому – вот, что хотел сказать Булгаков.
Иешуа прощает Понтия Пилата. Только после освобождения пойдут они вместе по дороге вечности, чтобы продолжить свой разговор. И в этом другом мире они обретают покой и вечность для рассуждений.
Роман Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" - это одно из самых известных произведений отечественной литературы XX века. В нем автор совместил разные жанры и темы - реалистическую повесть, фантастику, мистику, антиутопию.
Одной из главных тем романа является религия, и здесь главную роль играют два персонажа - Иешуа и Понтий Пилат. Их история прослеживается через два временных пласта - древний Иерусалим и советский Москва.
В романе Иешуа выступает как символ веры и духовности, он обладает некоторыми сверхъестественными способностями, например, умеет читать мысли людей. Однако он также является объектом преследования со стороны римской власти, которая хочет подавить его учение.
Понтий Пилат, с другой стороны, выступает как символ государственной власти и безжалостного чиновника. Он осуществляет казнь Иешуа, не желая рисковать своей карьерой и не учитывая моральных аспектов ситуации.
Однако, в современной Москве эти два персонажа принимают другие обличия. Иешуа появляется как загадочный странник, который вызывает недоумение и интерес у людей, в то время как Пилат становится символом бюрократического бездействия и коррупции.
Таким образом, Булгаков использовал персонажей Иешуа и Понтия Пилата, чтобы выразить свои мысли о религии, вере, государственной власти и человеческих ценностях. Они являются ключевыми фигурами романа, которые помогают читателю понять его основные темы и идеи.
Осип – пожилой слуга барина Хлестакова, который считает его не самым умным человеком, и поэтому старается помогать ему не только физически, но и умственно
Первая АЭС в СССР начала функционировать с 1954 года. С одной стороны, это полезно, но с другой стороны, как оказалось, очень опасно для людей.
Павел Чичиков приезжает в небольшой городок, выглядит он весьма приятным мужчиной, лицо его обладает округлыми чертами. Он селится в отеле и начинает узнавать всю нужную ему информацию
Роман Мастер и Маргарита произвёл на меня очень сильное впечатление. Вечная тема добра и зла, раскрыта Михаилом Афанасьевичем Булгаковым в произведении совершенно неожиданно. Это не стандартное изложение
Сказка Александра Островского, написана в конце весны 1873 года, и опубликована журналом «Вестник Европы». Сюжет сказки писатель взял из сборника А. Н. Афанасьева, о воззрении славян на природу.
Сергей Сергеич не самый главный персонаж рассказа Чехова «Палата №6». Он работает в больнице фельдшером, в ней и описывается ситуация. Изначально у Сергей Сергеича был начальник Андрей Рагин