Роман это, в принципе, заставляет задуматься. Конечно, у каждого найдётся свой «повод», свои ассоциации и примеры. Люди в одном произведении часто видят разное… Но есть кое-какие общие «дорожки» - темы.
Например, многие задумываются о свободе человека. В том смысле, о каком говорил Воланд. Может ли человек управлять своей жизнью, если он ничего о ней не знает (даже не понимает, что было в прошлом, что происходит сейчас), не представляет, что будет дальше. И человеческое самодовольство не очень обосновано. С уверенностью говорить, что я стану директором через год, тогда, к примеру, отомщу обидчику… нельзя. Мы можем лишь предполагать.
Также важна тема «разделения властей» на добро и зло. Тот же Воланд, получается, делал и добрые дела… И вообще, на дела можно с разных точек зрения посмотреть. С Воландом вот не хотел говорить посланник Иешуа, но «темный властелин» лишь посмеивался над его принципиальностью. Нельзя так просто разделить мир на черное и белое.
Религиозные люди не любят этот роман, так как он показывает зло с хорошей стороны. Слуги Волонда могущественны и забавны, у каждого свой неповторимый характер… Но это как не верить, что среди нацистов были и страдающие люди, которые не хотели убивать, что нацисты, в принципе, были людьми, могли ошибаться, заблуждаться…
Тема советской действительности тоже высмеивается в романе. Но присмотревшись, я понимаю, что бюрократия, подхалимство, мошенничество и другие «радости» тоже никуда не делись. В принципе, они никуда не деваются при любом строе. Просто при одном утверждают, что «такого» в стране нет, но… Иногда хочется тоже взмахнуть волшебной палочкой, чтоб пропала очередь, чтоб продавец перестал ругаться на несчастных покупателей, а таксист – хамить…
А тема любви? Маргарита ведьмой стала ради своего писателя! Она была, конечно, ослеплена ненавистью к его критикам. Но реально – она была на всё готова ради Мастера. Сила любви восхищает. И Мастер так любил свою. Музу, но он заболел (и у него свой характер), он не хотел ей мешать. Вот и думаешь, как люди, даже обожая друг друга, могут не понимать возлюбленного.
И ещё тема покоя. В финале Мастер, оказывается, не заслужил Рая, а лишь покой. Сначала я не соглашался с Булгаковым, но после почувствовал, что это лучший вариант для героя.
В общем, роман наталкивает на размышления при каждом прочтении!
Петрушка является образом, который произносит минимум фраз в пьесе и для такого жанра подобная особенность является более чем странной. Вообще, конечно, для слуги бессловесное поведение выглядит вполне нормальным и характерным.
Однажды 2 мальчика Павлик и Котька пошли на реку ловить рыбу. Но им не повезло и рыбу мальчики не поймали. По дороге домой они увидели колхозный огород. Им стало интересно, что там растет. Они пробрались тайком на огород
Многочисленные персонажи произведения разделяются на несколько разрядов, состоящих из ключевых героев, к которым относятся Чацкий, Фамусов, Софья и Молчалин, второстепенных героев
Былина «Садко» относится к новгородскому цикоу былин. Ее главный герой — гусляр Садко, который становится купцом.
Гордей Торцов – один из центральных героев пьесы Александра Николаевича Островского «Бедность не порок». Он является братом Любима Торцова и имеет говорящее имя.
Картина Бориса Михайловича Кустодиева «Масленица» («Масленичное катание») в лучших тонах и цветах позволяет максимально точно проникнутся всей атмосферой проводов зимы и почувствовать, как Масленицу праздновали на Руси.