Сочинение Проблемы романа Мастер и Маргарита Булгакова

Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» поднимает несколько сложных тем, актуальных во все времена. Эта книга будет иметь ценность в любой век, так как посвящена вечным проблемам.

Одной из них является противоборство Добра и Зла. Какая сила одержит в конце концов победу? Автор приходит к выводу, что обе силы уравновешивают друг друга, а к какой стороне пойти, выбирает человек. Зло в романе олицетворяет образ Воланда и его свиты. При этом они не являются абсолютным злом. Они предоставляют людям выбор, поэтому справедливы. Добро выражено в образе Иешуа. Этот персонаж вовсе отрицает, что есть злые люди. Также перед выбором добра или зла стоит Понтий Пилат. Он мечется между справедливостью и карьерой, выбрав последнее. За свой выбор он получил заслуженное наказание.

Второй важной проблемой, поднимаемой автором, является тема истинного и ложного искусства. Члены МАССОЛИТа пишут лишь то, что нужно партии. Их произведения не поднимают важные и серьезные, возвышенные темы. Они озабочены лишь своими материальными потребностями. Истинным творцом в романе является Мастер, который противостоит графоманам МАССОЛИТа. Он пишет книгу про Иисуса Христа, где есть и добро, и справедливость, и борьба, и любовь. Произведение не может быть понято современниками, поэтому отвергается. Берлиоз, один из членов МАССОЛИТа, попадает под трамвай. Этот эпизод выражает наказание ложному искусству, а также подчеркивает отношение автора к нему. Михаил Булгаков не одобряет такого искусства, хочет с ним бороться.

Третьей важной проблемой является тема истинной и ложной любви. Во времена, описываемые автором, были распространены гражданские браки, браки по расчету. В современном ему мире Михаил Булгаков увидел, что любовь уходит на последний план. Намного важнее положение в обществе и связи. Ему, как писателю, больно это слышать, поэтому в своем произведении автор вводит любовную линию между Мастером и Маргаритой. Это чистая, возвышенная, нежная, самоотверженная любовь. Маргарита идет на договор с Воландом. В классических формах договора с Дьяволом (именно его олицетворяет Воланд) сторона зла обманывает того, с кем подписывает договор. Однако, здесь такого не произошло. Воланд обеспечивает Маргарите счастье и покой со своим возлюбленным.

Все эти темы смотрятся особенно остро на фоне исторических событий времени, в котором жил автор. В романе «Мастер и Маргарита» писатель не одобряет советскую идеологию. Он замечает, как она пагубно влияет на душу. Это и обостряет противоречия, описываемые автором.

В романе «Мастер и Маргарита» поднято множество проблем, которые всегда останутся ценными и важными для любого человека вне зависимости от его возраста, места жительства, места работы, окружения.

2 вариант

Михаил Афанасьевич Булгаков за свою жизнь создал множество произведений замечательных произведений. Они завораживают своим сюжетом, заставляют читателя задуматься о вещах, связанных с моралью, обществом и выбором. Итогом жизни писателя стал роман "Мастер и Маргарита", который по-настоящему можно назвать легендарным.

В произведении раскрывается множество проблем и их решения. Здесь можно встретить много противоположностей: добро и зло, любовь и ненависть, разум и безумие, правда и лож. В романе всё является не таким, каким кажется. Воланд, олицетворение самой тьмы, вопреки ожиданиям честен, благороден, справедлив, возможно, и добр. Вместо одного желания Маргариты он выполняет два, говоря, что первое было не для неё. Его придворные также являются "частью зла" только с виду. Они не вредят людям, а наказывают их за аморальность, жадность и лож перед близкими. В романе чётко прослеживается, как происходит возмездие за сделку со своей совестью. Одни лишатся жизни, вторые - рассудка, третьи - головы. Иронично, что практически все, кто попадал под гнев Сатаны, оказывались в одном месте, в "сумасшедшем доме". Этим писатель хотел сказать, что возмездие приходит всегда к людям, совершившим к зло по отношении к другим, их наказание едино.

Проблема любви также поднимается в "Мастере и Маргарите". Она в романе показана светлым и искренним чувством, которому не подвластно время. Маргарита готова на всё ради того, кого любит. Женщина готова продать свою душу Сатане, чтобы хотя раз увидеть любимого человека. Мастер тоже испытывает к ней тёплые чувства. Он не хочет, чтобы Маргарита страдала из-за него, поэтому скрывается в больнице для душевно больных. Это приносит лишь боль обоим героям. Однако в конце произведения пара воссоединяется, обретают "вечный дом".

Роман М.А. Булгакова хоть и является незавершённым, вызывает много эмоций и переживаний у читателей. Автор поднимает значимые для человека проблемы, показывает тёмные стороны души и тайные желания. Он показывает жизнь такой, какая она есть. В заключение, хочется сказать, что настоящим злом в романе являются не Сатана и его приближённые, а люди...

Сочинение 3

В принципе, проблемы в этом романе становятся задачами, которые решаются героями. Ничего удивительного, ведь герои тут и Иешуа, и Воланд… Не нужно пояснять, кого они собой представляют.

Конечно, некоторые проблемы-задачи вечны. Например, те, которые в человеческой природе. Вечный квартирный вопрос! И тот с юмором решен разменом одной квартиры на другую. Вечно люди жадничают, ленятся, трусят в основной своей массе, но и доброта остаётся в их сердце. Это показано и в эпизоде с Фридой. Недостатки людей проявляются не только в московской современной части романа, но и в древней. Ведь Пилат по большому счету испугался, что подумают, хотя точно понимал, что Иешуа – могущественный святой. Как Воланд испытывал москвичей, так и Иешуа испытал Пилата. Тот не прошел, поэтому был наказан ожиданием – почти вечным. Но опять же его простили… А вот Маргарита прошла все испытания, но не ради себя, а ради своего Мастера!

В общем, встаёт проблема человеческой натуры – её слабости, а иногда даже подлости, но при этом её доброты. Чаще проявляются отрицательные качества, ведь жизнь похожа на то самое варьете, много суеты и соблазнов. Но тем более ценно, что люди готовы пожертвовать своим интересами ради других. Даже Мастер, которого интересуют только его роман и Маргарита, не безразличен к суете жизни. Ему ведь обидно, что его книгу не принимают, что критики пишут гадкие статьи. Мог бы сказать, что он выше всего этого, что его роман гениально правдив – и точка. Но он страдает. А чего он хотел – в советское время написать о Христе не разгромное произведение, а наоборот. Тут даже если людям и понравится, то они не решатся пойти против системы. Он хотел изменить мир… своим романом. Тоже гордыня!

В эпоху Иешуа те же проблемы, только скорости не такие высокие. Там тоже сплетни, пиры, деньги, статус, отношения… Но ещё одна проблема романа, это соотношение Добра и Зла. То есть эти две силы – сторона одной медали? Когда Воланд говорит с апостолом, тот явно относится к нему, как к кому-то ужасному, неприятному. За это Воланд его и укоряет. Ещё из эпиграфа Гёте читатель помнит, что Воланд, хоть и зовется злом, но благо совершает. Испытывает, наказывает… Но и награждает! Где проходит граница – вот это уже вопрос.

Значит, основная проблема романа – соотношение добра и зла в мире и в самом человеке, а уж от этого идёт миллион других мелких частных проблем. У меня получилось так.

Также читают:

Картинка к сочинению Проблемы романа Мастер и Маргарита

Проблемы романа Мастер и Маргарита

Популярные сегодня темы